Городское образование // Статья

На что жалуются наши педагоги: профессор МГПУ исследовал претензии учителей

Публикуем полученные результаты без изменений.

На что жалуются наши педагоги: профессор МГПУ исследовал претензии учителей
Иллюстрация: dzen.ru

Как школьным педагогам уклониться от постоянного скольжения по синусоидальной волне деструктивных эмоций – с результатами исследования на Большой конференции МГПУ выступил директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, профессор Александр Савенков.

Когда пациент приходит к врачу врач обычно спрашивает на, что он жалуется… А на что жалуются наши педагоги. Я выстроил жалобы, публикуемые ими в сети в соответствии с частотой их проявления. Некоторые из них являются мнимыми, а некоторые можно было преодолеть, проявив чуть больше внимания к организации учительского труда. Система образования могла бы развиваться более интенсивно, если бы сами учителя были настроены на изменения.

1. «Непомерное» количество оформляемых учителями и руководством школ документов и отчетов

Одной из главных претензий педагогов традиционно являются большое количество постоянно требуемых отчетов и документов. Неоднократные обещания и даже конкретные действия руководителей всех уровней, от министра образования до директора школы, по сокращению документальной нагрузки на учителей, вероятно, не достигают своей цели.

Учителя продолжают высказываться о том, «отчетно-проверочная истерия» не прекращается. Более того увеличивается количество срочных данных в вышестоящие инстанции, при чем большинство из них должны быть представлены срочно, или, как говорится – «еще вчера».

Даже непонятно как без этого обходились раньше. В своей книге «Павлышская средняя школа» В.А. Сухомлинский пишет: «Наш педагогический коллектив придерживается правил: учитель никогда не пишет никаких отчетов и информаций; кроме плана воспитательной работы, он не составляет никаких планов; поурочный план – это один из рабочих приемов в индивидуальной творческой лаборатории учителя: если он нужен учителю – план составляется, не нужен – не составляется». Казалось бы, простое правило, но почему, мы, безусловно, признавая педагогический и управленческий талант В.А. Сухомлинского так не поступаем?

2. Заработная плата

Заработная плата во многом определяет статус профессии и положение её обладателя в обществе. Подчеркнем – не профессионализм, квалификацию или уровень мастерства, а именно статус. По каким критериям и кто определяет сложность и важность той или иной профессии?

Если мы обратимся к истории образования, то без труда обнаружим, что претензии к величине заработной платы педагогов высказываются на протяжении веков. В наше время к требованиям по повышению заработной платы педагогов добавились требования к её справедливому распределению по регионам. Так, например, если заработная плата московских педагогов является вполне достойной, то во многих регионах за ту же работу учитель получает значительно меньшие деньги.

3. Многозадачность, как требование времени

Учителя отмечают, что незаметно для себя они стали решать множество задач, напрямую не связанных с их основной работой – воспитанием и обучением детей. Более того этих новых, побочных задач оказалось так много, что некогда решать основные.

«Морально это очень тяжелая работа. Ты всегда в режиме многозадачности и всегда за все в ответе. Дома мысли тоже крутятся вокруг школы, надо подготовиться к урокам, надо проверять тетради... Классное руководство – отдельный воз обязанностей... Это работа для подвижников. Кто не работал, тот не поймет!»


Вот как описывает это учительница:

«…Проведи первый урок у шестиклассников, прямо во время урока узнай, кто в твоем классе отсутствует и по какой причине, подай сведения руководству.

На перемене перебеги в другой кабинет, по дороге узнай, что к завтра нужно набрать команду на конкурс, к послезавтра – сделать заявку на участие в научно-практической конференции, а сегодня к вечеру – иметь подписанные согласия родителей на работу с детьми психолога.

Переключись на одиннадцатый класс, проведи в нем урок, попутно собери список детей, желающих сдавать нормы ГТО, и подай его руководству. … Это же так легко! Руководство – вот только что о нем вспомнило, а тебе что, трудно что ли во время урока отвлечься чуть-чуть?

На следующей перемене сбегай в столовую, проконтролируй, все ли твои дети, имеющие право на бесплатное питание, этим правом воспользовались. Все ли съели, не побили ли стаканы. Сама украдкой съешь пару орешков, забытых в кармане.

Забеги к себе взять пособия, перебеги в следующий кабинет, за секунду до звонка узнай, что в нем не работает электронная доска. … Наглядность – это прошлый век. Умей провести урок только с мелом и доской.

Ах, в этом кабинете сняли меловую доску, чтобы не портить пылью электронную? А пальцы на что? На пальцах тоже можно объяснить, как устроен моллюск изнутри. Есть еще невнятная картинка в учебнике, ну так подключайте воображение!..


4. Свободное время учителя. Продолжительность пребывания учителя в школе. Перегрузка, как итог – профессиональное выгорание

Работа учителя никогда не относилась к числу простых и легких, но были у нее свои существенные преимущества, в плане распределения рабочего времени. Во всяком случае так они воспринимались самими педагогами и представителями других профессий. Если в первой половине дня учитель работал в соответствии с расписанием, то во второй половине дня он имел возможность сам регулировать свою нагрузку. Он был относительно свободен в периоды летних школьных каникул. Более того в периоды осенних, зимних и весенних каникул учитель имел возможность сам регулировать свою трудовую деятельность.

Если мы обратимся к практике выдающихся представителей педагогической практики, то увидим, что они активно использовали эти возможности.

Например, В.А. Сухомлинский, будучи директором школы, запрещал своим учителям появляться в школе во время каникул. «В дни каникул учителям предоставляется отдых, – пишет он, – в зимние – полностью все каникулы. В мае и июне в школе избегают семинаров и совещаний. У учителя, кроме выходного дня, есть один свободный от уроков день».

В настоящее время учителя массово жалуются на то, что они вынуждены перерабатывать. Естественно, это приводит к тому, что не остается времени на профессиональное развитие, полноценную внеклассную работу с детьми, на восстановления собственных сил. Если предметно проанализировать ситуацию с занятостью учителя в каникулярное период, то оказывается, что подход В. А. Сухомлинского может быть реализован без всякого ущерба для дела.


Приведем наиболее характерные высказывания:
  • «…совещание обычно короткое, не больше часа. В полпятого возвращаешься в кабинет, вся такая просветленная. Есть целых полчаса проверить четыре пачки тестов, которые дети сегодня написали. Или лучше посвятить это время подготовке на завтра? Или поесть? Нет, есть вредно для фигуры и вообще, поесть и дома можно. А на работе работать нужно».


В начале информационной эры предполагалось, что компьютер возьмет на себя многие рутинные функции и освободит значительную часть свободного времени работников, в первую очередь тех, кто связан с поиском и трансляцией информации. В частности, существенно изменит и облегчит труд учителя, однако на деле все оказалось совсем не так, действительно, избавив работника от ряда рутинных операций средства массовой коммуникации, по признанию самих учителей, «практически лишили их личной жизни».


  • «…документы для заполнения, отчёты, приказы, справки, электронные голосования по каждому чиху, новостная школьная лента – сыплется, как манна небесная, по вечерам»;


Количество совещаний очных и дистанционных растет. Резкий переход на дистант в период пандемии существенно изменил характер образовательного процесса, породил новые возможности, а где и привел к дискомфорту для всех – и учителей, и учеников, и родителей.

5. Неоправданно усложнено планирование уроков. Сложность рабочих программ в части достижения образовательных результатов детей: предметных, личностных, метапредметных. Как это все отследить?

Педагоги сетуют на то, что не в полной мере получается работать с учениками индивидуально, отсюда приоритет фронтальным формам работы: нарушается принцип индивидуализации, заложенный во ФГОСах. Дети и родители ощущают недостаток внимания со стороны педагогов. Отчасти эти проблемы компенсирует интеграция программ общего и дополнительного образования, которая наметилась в последние годы.

6. Отношения учителя и администрации школы с родителями. «Клиент всегда прав»

Одной из наиболее острых проблем современной школы является взаимодействие администрации и учителей с родителями. Если в практике ХХ века было понятно, что учитель руководит тем, что следует делать родителям, чтобы помочь ребенку в учении, то сегодня условия диктуют родители. Действуя по принципу «лечить и учить могут все», современные родители активно вмешиваются в образовательный процесс.


Вот как одна из учительниц пишет об учениках:
  • 1) они все время сидят в телефонах
  • 2) списывают ГДЗ
  • 3) списывают КР
  • 4) не учат вообще ничего
  • 5) учитель может с какой угодно отдачей скакать у доски и применять индивидуальный подход, результат ровно 0. См.пп.1-4.
  • 6) «2» в полугодии поставить нельзя
  • 7) выгнать из класса нельзя
  • 8) оставить на 2 год нельзя
  • 9) не выдать аттестат нельзя
  • 10) результаты ОГЭ липовые, дали списать
  • 11) родители двоечников требуют 4–5. Незнание ребенка их не волнует. Логика: хочу 4–5, потому что хочу. И нет, это не одна мама из 30. Их примерно десяток. В каждом классе
  • 12) администрации плевать, что дети не знают, им главное приличная ведомость, и чтобы родители не скандалили. Поэтому те, кто знает на 3, вполне могут иметь в свидетельстве за 9 класс 5. Кто на 2–4. Кто умственно отсталый или принципиально ничего не делает, имеют 3.


7. Необходимость подготовки учеников к участию в «бесчисленных» олимпиадах и конкурсах

Многочисленные олимпиады и конкурсы в настоящее время превратились в большую дополнительную работу учителя. Отношение к ним разное, но для многих учителей участие детей в различного рода конкурентных взаимодействиях становится добровольно-обязательным.

8. «Добровольно-обязательное» участие в профессиональных конкурсах и курсах повышения квалификации

Конкурсы профессионального мастерства педагогов приобрели широкую популярность, получили поддержку на самых высоких уровнях государственного управления. Они привлекают внимание широкой общественности к профессии учителя, подчеркивают её социальную значимость. Это неотъемлемая часть системы стимулирования педагогов к новым профессиональным достижениям.

Однако участие в этих конкурсах, являясь делом исключительно добровольным, по свидетельству учителей, на практике, нередко, превращается администрацией «добровольно-обязательное». Эта проблема не выглядит особо значимой в глазах учителей, но все же высказывается.

Значительно сложнее обстоит дело с участием педагогов в программах повышения квалификации. Если педагог в ХХ веке проходил обязательное повышение квалификации раз в пять лет, то современный педагог проходит её уже один раз в три года. Это является требованием времени и потому не может вызывать протестов, однако требует дополнительных временных и интеллектуальных затрат. Современные педагоги, понимая значимость систематического повышения собственной квалификации, нередко пытаются уклониться от участия в предлагаемых программах.

Причем есть существенная разница между вербальной оценкой значимости задачи повышения собственной квалификации и реальным участием в программах такого рода. О своем желании освоить новые профессиональные знания, отработать умения и усовершенствовать навыки охотно высказываются не менее 75% школьных педагогов, но когда дело доходит до реального участия в образовательных программах переподготовки или повышения квалификации, то оказывается, что возникает множество других задач, не позволяющих это сделать.

9. Трудоемкая аттестация + «угроза» сертификации педагогов.

10. Дефициты в развитии отдельных параметров социального интеллекта. Результат – сложности в коллективе.

11. Руководство часто использует авторитарный стиль управления. Вовлечение учителей в управление образовательными процессами и разработку образовательных реформ («креативный класс», модели распределенного лидерства и др.).

12. Поручает выполнение любых дел наиболее ответственным и исполнительным учителям, которые в итоге оказываются наиболее перегруженными.

13. Ориентация на инклюзию, формирование неравнозначных по уровню подготовки и по поведению детей классов.

Альтернативное мнение – «работа, как работа»

«…и вот я задумалась о плюсах своей профессии. В тепле (не на улице, как сотрудники ГИБДД, например), хочешь сиди, хочешь пройдись по классу. Устало горло, болит голова? Можно дать больше письменных заданий. Никакой химией мы не дышим. Как правило, дома мы раньше 5 вечера (я прихожу в 2 или в 3), часть работы можно делать дома. Я почти все делаю во время окон – их у меня много. Конечно, зависит еще и от предмета. У математиков и филологов горы тетрадей, ВПР в каждом классе, обязательные экзамены. У меня проверки гораздо меньше, экзамены сдают редко, ВПР 1 раз – в 7м классе.

Отпуск – два месяца, иногда бывает больше. Плюс каникулы, на которых мы, как правило, работаем с документами (я – из дома). Муж мне всегда завидует.

В целом интересно. Конкурсы, детские мероприятия. Новая информация.

«То на доске, то на парте, дети пишут признания в любви».

Конечно, есть и минусы. Зарплату хотелось бы повыше (тут многих выручает репетиторство), хотелось бы минимизировать всякие курсы (как правило, бестолковые) и ненужные конкурсы/олимпиады. В моем понимании, это дело добровольное, а по факту приходит разнарядка на школу, сколько человек должны поучаствовать. Про бумажную работу: мой муж работает в торговле, так вот там бумаг и чатов гораааздо больше.

Многие жалуются на неадекватное руководство и неадекватных родителей. Из первого вытекает второе. Если администрация школы не защищает учителя, то родители и дети наглеют окончательно. С руководством может не повезти на любой работе.

Так что проблемы, как и везде. А в целом учитель – работа как работа. В какой-то школе проще, в какой-то тяжелее. Школу можно поменять. Можно выбрать школу, которая работает в одну смену. Или расписание составляют по сменам (день уроки в первую, день – во вторую). У нас есть школы, где учителя работают до 15–17 часов (в одну смену, провели свои уроки и сидят там) за ту же зарплату, что и я. Школы есть, но меня в них нет (хотя звали). Когда-то я работала на заводе, домой приходила в 17–15, но тогда у меня и своей семьи не было».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube