Культура // Рецензия

Тургенев напомнил о главном


Тургенев напомнил о главном

26 мая на Симоновской сцене театра им. Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля «Нахлебник» по одноименной пьесе Ивана Сергеевича Тургенева.

Судьба у пьесы оказалась непростой. Царская цензура признала ее «совершенно безнравственной, наполненной выходками против русского дворянства». Пьеса была написана для бенефиса знаменитого актера Михаила Щепкина, которому в 1848 году исполнилось 60 лет, однако зритель увидел его в этой роли лишь 13 лет спустя.

Что же насторожило бдительных цензоров в пьесе с простым, незамысловатым сюжетом?

«Не злые, но без сердца»

Главный герой – Василий Кузовкин – разорившийся дворянин, по его собственному признанию, не получивший никакого воспитания, много лет ведущий тяжбу за свое наследство – маленькое имение Ветрово. Правда, из-за отсутствия средств (даже на гербовую бумагу для написания прошений в судебные инстанции у него нет денег) его дело не сдвигается с мертвой точки, и справиться с другими претендентами на это имение ему не удается уже в течение долгих лет. Все это время он проживает «на хлебах», то есть, выражаясь современным языком, иждивенцем в доме богатых помещиков. При прежнем хозяине (ныне покойного) его сделали шутом: заставляли петь, танцевать вприсядку, подвергали всевозможным унижениям. Но и с новым хозяином – Павлом Елецким – коллежским советником 32 лет, приехавшим в имение своей молодой жены Ольги – история повторяется. Елецкий вместе с соседом, поручиком в отставке Флегонтом Тропачевым, спаивают Кузовкина и заставляют его петь, а в конце надевают ему на голову шутовской колпак.

В предисловии к пьесе Тургенев дает исчерпывающие характеристики своим героям вплоть до описания внешности и костюмов, а также их социального положения. Но гораздо важнее описание их личностных качеств.

Павел Николаевич Елецкий – «холоден, сух, неглуп, аккуратен. Человек дюжинный, не злой, но без сердца».

Флегонт Тропачев – «по природе грубоват и даже подловат».

Вот в таком неприглядном свете показаны в пьесе представители дворянского сословия, что, видимо, и напугало цензоров.

Кузовкин – типичный герой литературы начала XIX века, «маленький человек», образ которого так ярко был воплощен Гоголем в его знаменитой «Шинели».

Так же, как Акакий Акакиевич, он страдает от унижения и обращается к Елецкому со словами: «Вам позволили надо мной ломаться, а вы и рады. Что покойный ваш тесть за даровой кусок хлеба да за старые жалованные сапоги вволю надо мной потешался – так и вам того ж надо? Ну да, его подарочки соком из меня вышли, горькими слезинками из меня вышли… Эх, Павел Николаич! Стыдно, стыдно, батюшка!..А еще образованный человек, из Петербурга…»

Единственный человек, который относится к Кузовкину с сочувствием и вниманием – жена Елецкого Ольга.

«Доброе, мягкое существо; мечтает о свете и боится света; любит мужа, ведет себя весьма прилично» – так характеризует ее Тургенев. С этой героиней связана главная тайна Кузовкина и ключевая интрига пьесы: Ольга – его дочь. Об этом он проговаривается в состоянии опьянения, что приводит в бешенство Елецкого, и он выгоняет нахлебника из имения, пытаясь откупиться от него немалой по тем временам суммой – 10 тысяч рублей. Кузовкин наотрез отказывается от денег, напоминая барину о том, что он столбовой дворянин, и его нельзя купить. Он принимает деньги только из рук Ольги. Финал у пьесы, казалось бы, счастливый: Кузовкина извещают о том, что он выиграл тяжбу за свое имение, куда он и отправляется навести порядок в хозяйстве. И все бы хорошо, но осадочек, как говорится остается.

Удивляет то, что Тургенев назвал свою пьесу комедией: смешного в ней, с точки зрения современного зрителя, ничего нет.

Наоборот, главный герой вызывает сочувствие и жалость, его судьба представляется незавидной, характер – добрым и открытым, но одновременно жалким, беспомощным, безвольным.

И хочется вслед за Гоголем повторить: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»

Актуальная тема

Любой спектакль, поставленный на основе классического произведения, вызывает закономерный вопрос: почему театр обратился именно к этому произведению, написанному в прошлом или позапрошлом столетии? В чем его актуальность с точки зрения реалий настоящего времени?

Ведь по «Нахлебнику» ставились спектакли и в советские времена, и в последние годы. Наиболее известна телеверсия, снятая Творческим объединением «Экран» в 1972 году, где главную роль блестяще исполнил Михаил Яншин. В 2000-е годы тургеневская пьеса нашла свое сценическое воплощение в театрах Киева, Пензы, Ростова-на-Дону.

А что послужило стимулом для постановки в Театре им. Вахтангова?

На этот вопрос отвечает в одном из своих интервью режиссер спектакля Анна Горушкина: «В современном мире общественное мнение и статус человека становятся важнее чем чувства, родственные связи. Ради статуса – можно предать даже близкого, родного человека. В «Нахлебнике» есть эта тема, и она для меня очень важна. Людей, подобных главному герою спектакля, я называю чудаками. Чудаки – те, кто сохранил в себе душу, достоинство; просто внешне они не занимают много места в обществе. Они стараются не мешать другим жить: они способны принимать людей такими, какие они есть, способны жертвовать. Главный герой – человек достойный, он многое мог бы сделать, многое изменить в жизни. Но он не выпячивает свои душевные достоинства; для него важнее всего то, что он прожил жизнь любя, а значит прожил её не зря».

Игра в классики

Главную роль в спектакле исполнил народный артист России Андрей Ильин. Действительно, в его трактовке это «чудак, сохранивший в себе душу и достоинство», но безвольный и не умеющий за себя постоять, а потому совершающий нелепые поступки. Художник по костюмам Андрей Климов отразил эти черты в его одежде: он появляется на сцене в растянутой кофте и детской панамке. Его движения лишены уверенности, он как будто боится помешать окружающим своим присутствием.

В то же время в тех сценах, в которых он осуждает своих обидчиков, его голос звучит и громко, и гордо. «Я не шут», – говорит он издевающимся над ним Елецкому и Тропачеву, напоминая им о том, что он тоже дворянин, хотя и обедневший, и за деньги его купить нельзя.

Примечательно, что в одной из последних сцен, когда уже становится известно о благополучном разрешении судебной тяжбы в пользу Кузовкина, Флегонт Тропачев напрашивается к нему в гости на новоселье.

На что новый хозяин имения Ветрово ему с достоинством отвечает: «Много чести, Флегонт Александрович». И в этом месте зрительный зал взрывается аплодисментами. Наконец-то «маленький человек» поставил на место «сильного мира сего».

Флегонт Тропачев – однозначно отрицательный персонаж, сыгранный Сергеем Барышевым в чисто сатирических, даже подчеркнуто карикатурных тонах: высокий, громогласный, ощущающий себя хозяином в чужом доме, не просто «грубоватый и подловатый», как его описывает Тургенев, а грубый и подлый без всяких оговорок. Именно он выступает в роли главного инициатора издевательств над Кузовкиным.

А Елецкий («не злой, но без сердца») в исполнении Евгения Кравченко выступает в роли подпевалы, который соучаствует в позорных шутках над пожилым беззащитным человеком. Но и его коробит эта ситуация, иногда он чувствует себя неловко, пытаясь урезонить зарвавшегося Тропачева.

Ольга (в исполнении Елизаветы Палкиной) появляется на сцене в легком белом платье, которое подчеркивает ее воздушность и какую-то нездешность.

Типичная тургеневская девушка – таких героинь будет много в последующих произведениях писателя. От нее исходят свет, добро и чуткость, но она не способна противостоять ни своему мужу, ни тем более распоясавшемуся соседу Тропачеву, и только в порыве душевного смятения двигает корзины с яблоками, которыми уставлена сцена.

Она, как и ее отец, беззащитна перед миром зла и жестокости, и еще неизвестно, как сложится ее дальнейшая жизнь с мужем, с которым они, похоже, две противоположности с разными взглядами и ценностями. Ее инфантильность подчеркивается тем, что она пытается играть в классики, нарисованные на сцене. Так было в самых первых спектаклях, а уже в следующих версиях она просто обрисовывает квадратики, в бессильной злобе нажимая на белый мел.

Уроки, которые необходимо выучить

Интересен и финал спектакля: если у Тургенева Кузовкин принимает деньги от Ольги и уезжает с ними в свое имение, то в версии Вахтанговского театра он намеренно оставляет их в кармане своей нелепой растянутой кофты, которую он небрежно бросает в доме, где прошло столько лет его горького существования. Вместе с этой кофтой он словно оставляет и свою прежнюю жизнь, отказываясь от нее и начиная новый этап в качестве самостоятельного и независимого человека. Не презренного нахлебника, а полноправного хозяина собственного имения. С одной стороны, это вызывает робкую надежду на лучшее, с другой – тревогу за его судьбу: ведь он уходит в неизвестность в полном одиночестве, и возникает сомнение, а сможет ли он справиться со своими новыми обязанностями, и не найдутся ли опять бессердечные люди, способные и обмануть, и предать неопытного, доверчивого человека?

И сколько мы знаем таких историй, не правда ли? В этом и состоит актуальность тургеневской пьесы, которая учит сострадать слабому, учит видеть достоинство в каждом человеке и противостоять тем, кто это достоинство пытается втоптать в грязь.

Посмотрев этот спектакль, вы поймете, что Тургенев напомнил нам о самом главном, и эти уроки нам необходимо выучить наизусть.

В тексте использованы фотографии
с официального сайта театра имени Евгения Вахтангова


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube