вопрос-ответ // Статья

​Отличаются ли современные дети от своих сверстников 20–30 лет назад

Отвечает академик РАО, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, один из ведущих специалистов в области возрастной физиологии Марьяна Безруких.

​Отличаются ли современные дети от своих сверстников 20–30 лет назад
Фото: dzen.ru

Для того чтобы ответить на вопрос, чем современные дети отличаются от своих сверстников 20–30 лет назад, необходимо сравнить данные аналогичных исследований, проведенных тогда и сегодня, говорит Марьяна Безруких в своём интервью «Вестям образованиям».

«Это совсем не простая задача, но в Институте возрастной физиологии комплексные, системные исследования развития дошкольников начали проводиться еще в конце 80-х годов, в начале 90-х были разработаны первые варианты скрининга развития дошкольников.

Сравнивая основные показатели когнитивного развития современных детей 6–7 лет и их сверстников 20–25 лет назад, мы не можем сказать, что современные дети лучше развиты, что развитие идет быстрее.

Сохраняются закономерности постепенного, не одновременного развития разных познавательных показателей с существенным скачком от 5–6 к 6–7 годам».

По словам Марьяны Безруких, сохраняется отмеченный более 20 лет назад низкий уровень речевого развития, почти у 2/3 детей есть проблемы речевого развития.

Эту проблему стоит выделить, так как сформированность речи во многом определяет успешность не только обучения, но и коммуникации, социализации ребенка.

«Хочу отметить еще один аспект этого исследования – анализ использования гаджетов детьми дошкольного возраста, который показал не только резкий скачок количества трехлетних детей, использующих гаджеты (в 2019 году таких детей было около 30%, а в 2022-м – около 90%), при этом в редких случаях нормируется время и осознанно выбирается контент».

Марьяна Безруких отмечает, что использование гаджетов не только детьми, но и родителями отрицательно сказываются на речевом развитии ребенка.

Как показали исследования Института возрастной физиологии, время использования гаджетов родителями коррелирует с показателями речевого развития детей 4–5 лет: чем больше времени родители погружены в гаджеты, тем ниже показатели речевого развития их детей.

«Сохраняется и большой индивидуальный разброс всех показателей развития, и несовпадение у многих детей показателей биологического и паспортного возраста. По-прежнему в 6,5 лет далеко не все дети готовы к систематическому обучению в школе. На мой взгляд, жесткие требования современной школы по силам лишь 20–30% детей 6,5 лет. Поэтому я не советую родителям торопиться в школу», – заключает академик.

Все материалы Марьяны Безруких читайте здесь.


Youtube

Читайте также в рубрике «вопрос-ответ»

Новости





























































Поделиться

Youtube