Весна – время записи детей в первый класс. Как сделать адаптацию ребенка к обучению более легкой, а сам процесс познания – радостным и успешным? Как правильно выбрать школу и учителя? Стоит ли добиваться зачисления в школу, если ребенок не прошел предварительное тестирование? Какие ошибки совершают «тревожные родители» и «родители-соглашатели»? Об этом и многом другом рассказывает в своем интервью академик Российской академии образования, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, один из ведущих специалистов в области возрастной физиологии Марьяна Безруких.
Как подготовиться к школе, чтобы не убить мотивацию?
– Прогрессивные стандарты дошкольного образования нацелены на развитие разных сторон личности ребенка и призывают не сводить период старшего дошкольного детства к традиционной подготовке к школе, однако часто эти призывы остаются неуслышанными. В то же время многие продвинутые психологи призывают вообще не готовиться к школе. Например, Катерина Мурашова в своей книге «Воспитание сердцем» пишет: «Как подготовить ребенка к школе? Лучше всего его вообще не готовить. Когда детей не учили писать и читать до школы, то они воспринимали первый класс как нечто выдающееся, смену статуса (из дошкольника в школьника). Это было для них событием, качественным скачком». По ее словам, 40 лет назад почти не было детей, которые не хотели идти в школу, сейчас их становится все больше,отмечает психолог. Это происходит потому, что читать и считать детей уже научили, они давно ходят по разным кружкам и «развивашкам», поэтому мотивация к учебе у них теряется еще до поступления в первый класс. Поэтому идти в школу надо «с чистого листа». Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
– Я думаю, Катерина Мурашова, как и многие педагоги, да и родители, путает два понятия – подготовка к школе и обучение письму, чтению, счету и тому подобному до школы. Вот это стремление «все успеть до школы», иначе «будет поздно» – главная подстегивающая мысль, которая и привела к «размыванию границ» и системе неадекватных требований, что, конечно, убивает мотивацию, так как не обучение само по себе, а именно неадекватные требования плюс функциональная незрелость мозга и познавательной деятельности создают условия для череды неудач, к реакции – «не получается, не хочу, не буду делать». Мотивация ребенка – в успешной деятельности.
Учить курсивному письму, чтению, математике дошкольников не стоит, до 6–7 лет большинство детей не готовы к освоению эффективных навыков письма и чтения, а готовить к письму, чтению, математике, организации деятельности, коммуникации со сверстниками и взрослыми, творческому поиску и самостоятельному решению простых задач необходимо. Программа обучения в современной начальной школе далека от щадящей, это интенсивная гонка с препятствиями, выдержать которую может не каждый ребенок, даже хорошо подготовленный физически, психологически, интеллектуально.
Задача подготовки – не убить, а сформировать школьную (пока не учебную, а именно школьную) мотивацию, а учебная мотивация будет (или не будет) формироваться в процессе обучения в школе.
Наряду с многочисленными «курсами» и «университетами» по обучению детей до школы есть многолетний опыт адекватной подготовки к школе, есть большие серии комплектов пособий, позволяющих выстраивать эту работу эффективно и результативно. Могу привести комплекты развивающих пособий, автором которых я являюсь: М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, комплект «Ступеньки к школе» и комплект «365 шагов к школе». Оба комплекта дополняют друг друга – это больше 30 тетрадей для развития речи, моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, общего развития, коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и прочего c подробными инструкциями для педагогов и родителей.
«Мы не можем сказать, что современные дети развиваются быстрее»
– Ваш институт проводил исследование детей дошкольного возраста, выявляя разные особенности их развития. В чем основные отличия современных дошкольников от предыдущих поколений их сверстников и как бы вы охарактеризовали их готовность к школе? Что вы вкладываете в это понятие?
– Начнем с понятия «готовность к школе». Многие считают главным условием готовности интеллектуальное развитие и владение навыками письма, чтения, счета. В основном на это и направлена деятельность всех «развивашек». Да, интеллектуальное развитие – важный показатель готовности, но далеко не единственный. Часто за высокий интеллект принимается способность ребенка механически запомнить большой объем разной информации. Умение «по-взрослому» рассуждать, способность назвать флаги всех стран, породы собак или виды растений вызывает восторг взрослых, но совсем не является показателем высокой готовности к школе. Обучение в школе требует определенного уровня развития речи, моторики, внимания, восприятия, памяти, мышления. Адаптация к школе связана с высоким уровнем развития у ребенка социально-коммуникативных навыков: умения общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать определенные правила и следовать определенным требованиям. И, наконец, 4–5 уроков уже в первом классе плюс дополнительные занятия, плюс домашние задания – это довольно высокие физические, эмоциональные и психологические нагрузки с необходимостью активно и сосредоточенно работать.
Все это и определяет содержание понятия «готовность к школе» – тот уровень физического, когнитивного, психологического и социально-коммуникативного развития, который позволит ребенку при систематическом обучении в школе хорошо адаптироваться, достигать высоких академических результатов при сохранении физического и психического здоровья.
Для того чтобы ответить на вопрос, чем современные дети отличаются от своих сверстников 20–30 лет назад, необходимо сравнить данные аналогичных исследований, проведенных тогда и сегодня.
Это совсем не простая задача, но в Институте возрастной физиологии комплексные, системные исследования развития дошкольников начали проводиться еще в конце 80-х годов, в начале 90-х были разработаны первые варианты скрининга развития дошкольников. Сравнивая основные показатели когнитивного развития современных детей 6–7 лет и их сверстников 20–25 лет назад, мы не можем сказать, что современные дети лучше развиты, что развитие идет быстрее. Сохраняются закономерности постепенного, не одновременного развития разных познавательных показателей с существенным скачком от 5–6 к 6–7 годам.
Сохраняется отмеченный более 20 лет назад низкий уровень речевого развития, почти у 2/3 детей есть проблемы речевого развития. Эту проблему стоит выделить, так как сформированность речи во многом определяет успешность не только обучения, но и коммуникации, социализации ребенка. Хочу отметить еще один аспект этого исследования – анализ использования гаджетов детьми дошкольного возраста, который показал не только резкий скачок количества трехлетних детей, использующих гаджеты (в 2019 году таких детей было около 30%, а в 2022-м – около 90%), при этом в редких случаях нормируется время и осознанно выбирается контент. Интересно отметить, что использование гаджетов не только детьми, но и родителями отрицательно сказываются на речевом развитии ребенка. Как показали наши исследования, время использования гаджетов родителями коррелирует с показателями речевого развития детей 4–5 лет: чем больше времени родители погружены в гаджеты, тем ниже показатели речевого развития их детей.
Сохраняется и большой индивидуальный разброс всех показателей развития, и несовпадение у многих детей показателей биологического и паспортного возраста. По-прежнему в 6,5 лет далеко не все дети готовы к систематическому обучению в школе. На мой взгляд, жесткие требования современной школы по силам лишь 20–30% детей 6,5 лет. Поэтому я не советую родителям торопиться в школу.
«Не стоит настраиваться на максимально высокий результат, даже если все говорят, что ваш ребенок гений»
– Кроме готовности ребенка к школе должна быть и готовность родителей, для которых поступление ребенка в первый класс становится настоящим испытанием. Какие советы вы дадите семьям по организации режима дня первоклассника, по его адаптации к новому коллективу, к первым неудачам в освоении школьной программы? От каких наиболее распространенных ошибок вы хотели бы предостеречь родителей?
– Действительно, родители не меньше, чем дети, волнуются перед началом учебного года, причем у многих эти тревоги начинаются задолго до школы. Есть разные запросы: кто-то уже в три года хочет определить не только способности и склонности ребенка, но спланировать и выбор профессии, и профессиональную карьеру. Поэтому выбирают школу и «готовятся к школе», исходя из будущих требований к профессии, а не сегодняшних возможностей ребенка. Есть даже фирмы и очень смелые люди, которые готовы расписать «траекторию развития». Меня удивляют не они, а родители, которые готовы в подобную «траекторию» поверить и требовать от ребенка соответствия «начертанной линии». Такие родители безропотно примут и любые требования школы, и многочисленные и разнообразные дополнительные занятия. Увы, они часто не видят проблем адаптации, считают ребенка виновником трудностей в обучении, не желают снизить нагрузки.
Есть другая категория «тревожных» родителей, оберегающих ребенка от малейшего напряжения, стремящихся не вместе с ним, а вместо него выполнить домашнее задание, оправдывать конфликты со сверстниками и игнорирование элементарных правил поведения. Такие родители «не готовы» к школе, поэтому сложно будет адаптироваться и им, и детям. Есть и третья группа родителей, во всем полагающихся на школу, всегда и во всем согласных с требованиями и мнением педагога без учета возможностей и особенностей своего ребенка. Такая «готовность» родителей с радостью принимается школой, но может оказаться проблемой для ребенка, поскольку не всегда и не во всем стоит безоговорочно соглашаться и с требованиями школы, и с мнением учителя. В общем, «готовность родителей к школе» – это знание и понимание сложности процесса обучения, учебных нагрузок, создание рационального режима, умение помочь ребенку в сложной ситуации и быть «на стороне ребенка», а при этом уметь выстроить конструктивное и доброжелательное взаимодействие с учителем. Очень много в успешной адаптации к школе и ребенка, и родителей зависит от установки, от настроя перед школой, от ожиданий. Поэтому три рекомендации:
1. Не стоит настраиваться на максимально высокий результат, даже если все говорят, что ваш ребенок гений.
2. Не нужно заранее бояться трудностей и проблем: они будут, но практически все они разрешимы.
3. Спокойствие, уверенность и успех вашего ребенка напрямую зависят от вашего спокойствия и уверенности в преодолении всех проблем.
Прежде чем выбрать школу и учителя, прислушайтесь к своему ребенку
– Кроме готовности детей и родителей к школе не менее важна и готовность школы принять первоклассников. В чем эта готовность должна выражаться? И какие факторы мешают успешной адаптации ребенка в первый год обучения?
– У любой школы есть регламентирующие документы, которыми она обязана руководствоваться в своей деятельности. Они определяют программу обучения, режим учебных занятий, допустимую нагрузку, общую организацию учебного процесса. В разных школах есть нюансы организации питания, режима продленного или полного дня. Это то, о чем должны быть подробно информированы родители.
Для успешной адаптации в школе каждого ребенка необходимо учитывать особенности разных детей, однако сегодня в редких школах есть такие возможности и условия. Высокая интенсификация учебного процесса, жесткие временные рамки освоения базовых учебных навыков, не всегда спокойное и доброжелательное взаимодействие педагога с учениками не способствуют успешной адаптации.
Мое недавнее исследование мнения педагогов о причинах нарушения адаптации дали очень интересные, но ожидаемые для меня результаты. Одной из главных причин нарушения адаптации педагоги считают отсутствие мотивации, но отсутствие мотивации – результат нарушения адаптации, а не его причина. В то же время лишь единицы считают причиной нарушения адаптации перегрузки, неадекватность методик и отсутствие индивидуализации обучения.
– По каким критериям родителям следует выбирать школу и учителя в зависимости от особенностей ребенка? И в каких случаях следует эту школу и этого учителя поменять или даже уйти на семейное обучение?
– Сначала необходимо решить – стоит ли идти в школу в этом году? Если ребенку на 1 сентября будет шесть с половиной лет, он здоров, бодр, активен, ему нравится узнавать новое, он с интересом рисует, считает, рассказывает, рассуждает, у него хорошо развита речь, он слушает и обсуждает прочитанное, с удовольствием общается со сверстниками и готов разговаривать со взрослыми, может сосредоточенно и без отвлечений выполнить какое-то простое задание, то с большой долей вероятности пора в школу. Чаще всего в детском саду или в школе детей тестируют, определяя готовность к школе. Методики тестирования могут быть разными, но, если психолог в детском саду или в школе советует еще год подождать, стоит прислушаться к его мнению. Конечно, можно продублировать тестирование у другого специалиста, но чаще всего рекомендации совпадают.
Родители очень расстраиваются, если по результатам тестирования детей не берут в какую-то школу, настаивают и иногда добиваются. Однако я знаю десятки случаев, когда через полгода или через год из этой школы пришлось уйти. Педагоги и психологи школы хорошо знают особенности организации учебного процесса, систему требований, нагрузки и фактически ограждают детей от череды возможных неудач адаптации. Конечно, в школу полного дня не стоит идти ребенку с отклонениями физического и психического здоровья, потому что напряжение первой (учебной) половины дня продолжится и во второй половине, а это не по силам таким детям. Им после уроков необходимо погулять, отдохнуть (иногда и поспать), в спокойной обстановке сделать домашние задания, поиграть, заняться любимым делом и тому подобное. Таким детям будет удобна школа рядом с домом, чтобы не тратить время и силы на длительную поездку в школу и обратно. Детям с проблемами речевого развития, которые продолжают занятия с логопедом, будет сложно в школе с углубленным изучением иностранных языков. Скорее всего изучение иностранных языков будет эффективным в более старшем возрасте. Выбирая школу, необходимо учесть возможности для дополнительных занятий музыкой, спортом, рисованием и прочее, особенно если эти занятия начались еще до школы. К выбору школы стоит подойти серьезно, ориентируясь не на мифические рейтинги и мнения, не на желание родителей, а на соответствие возможностей и требований школы индивидуальным особенностям и возможностям ребенка.
Необходимо внимательно относиться к мнению ребенка о школе, сверстниках, учителе, ситуации в классе, к тому, что нравится и не нравится, к тревогам и волнениям по поводу школьных ситуаций, выполнения домашних заданий, к тому, что «понятно и не понятно».
Обо всем разговаривать, обсуждать, внимательно слушать. Дети рассказывают все как есть, если не боятся, что «наругают».
Смена учителя и школы – сложная ситуация, ее можно рассматривать только в том случае, если ребенок категорически отказывается идти в класс (школу), если предприняты все попытки спокойного и конструктивного разрешения конфликта, если не найдено взаимопонимание с учителем.
Переход на семейное обучение может быть выходом как для ребенка, не вписывающегося (по разным причинам) в условия и требования школы, так и для родителей. Это ответственный шаг и совместное решение ребенка и родителей. Подчеркну – решение, подкрепленное необходимыми условиями и возможностями, а не просто желание. Сегодня семейное обучение – это опыт многих десятков семей и многих родителей, есть книги, описывающие этот опыт, есть специалисты, которые могут дать квалифицированные советы и рекомендации. При принятии решения можно посоветоваться, все обсудить, взвесить возможности и риски.