На развитие системы московского образования оказывали влияние выдающиеся педагоги – новаторы, теоретики и практики, создававшие новые формы обучения, методики образования и воспитания, работы с детьми.
Одной из знаковых педагогических династий столицы, оказавших влияние на обучение детей в области изобразительного искусства, стала семья Щербаковых. Ее родоначальник – Всеволод Сергеевич Щербаков (1904–1963) – художник и педагог, был пионером в разработке содержания и методов внешкольной работы с детьми и подростками в области изобразительного искусства и одним из первых организаторов изостудий. Первая из этих студий в Москве начала работать под его руководством в тридцатых годах в Бауманском районе. Его сын Алексей продолжил дело отца.
Внучка, Мария Щербакова – художник по образованию, стала учителем английского и французского языков в Школе № 1034. Мария рассказала, как создавалась система творческого обучения детей, и какие методики обучения, разработанные ее дедом и отцом, актуальны и в настоящее время.
– Расскажите, как вашему деду пришла идея создания изостудий?
– Всеволод Сергеевич погрузился в художественную жизнь ещё в подростковом возрасте. Судьба свела его с учителями, в равной степени причастными и к искусству, и к педагогике. В 1920-е годы он учился в студиях при театрах Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда, где познакомился с Сергеем Образцовым. Мой дедушка профессионально владел актерским мастерством, искусством художника кукольного театра, всеми видами графического искусства, станковой живописью. В 1931 году он начал свою педагогическую деятельность в изостудии Дома художественного воспитания детей Бауманского района, где руководил группой кукольного театра, работая вместе с Сергеем Образцовым и Борисом Тузлуковым. Всеволод Сергеевич отмечал воспитательный потенциал кукольного театра, говоря о том, что приобщением детей и подростков к этому виду искусства решаются задачи целостного эстетического воспитания, включающего и искусство слова, и изобразительные, пластические виды, и музыку, и искусство актера.
Начиная с 1930-х годов и до конца жизни, интенсивная педагогическая работа Всеволода Сергеевича сочеталась с творчеством, с работой на студиях «Мультфильм», «Диафильм» и в кукольных театрах.
И деда, и отца увлекали идеи художественного образования и воспитания, так как их волновали проблемы приобщения к искусству подрастающего поколения, воспитания детей и подростков посредством искусства. Педагогика была неотъемлемой частью их творческой жизни.
– В чем была новизна методики Всеволода Щербакова?
– Мой дед создал свою систему творческого развития учащихся в области изобразительного искусства, развивая у учеников видение и интерес к наблюдениям, раскрывая индивидуальность юных авторов. Работы его учеников отличает художественно-образная завершенность, ясность композиции как оригинального взгляда художника на мир сквозь призму собственных переживаний.
Среди его учеников такие художники, как заслуженный художник РФ Леонид Баранов, заслуженный работник культуры РФ Алексей Владимиров, художник-искусствовед, моя мама Ирина Болотина и многие другие.
Всеволод Сергеевич считал главным качеством учителя искусства способность произвести анализ рисунков ученика, чтобы определить зрелость его художественного видения и степень своего вмешательства в процесс создания работы, при этом обратить внимание ученика на самое существенное в предмете. Он говорил о рисунке ученика, как о документе, «свидетельствующем о состоянии мышления и восприятии учащегося на данном этапе». «Развить душевные силы ученика, его волю, творческое внимание, пробудить стихию творчества – в этом заключается задача творческого воспитания. Возможно, что она должна решаться индивидуально. Первой задачей должно стать воспитание творческого внимания», – писал В.С. Щербаков. Педагогическое наследие В.С. Щербакова было опубликовано в 1969 году издательством «Просвещение» в книге «Изобразительное искусство. Обучение и творчество».
– Работает ли его система обучения детей изобразительному искусству в настоящее время?
– Педагогический опыт Всеволода Щербакова, воплощенный в произведениях его учеников, и его книга стали классикой художественного образования. Для многих исследователей изобразительной деятельности подростков, проблем художественного творчества и развития эстетического восприятия мысли Всеволода Сергеевича становились методологической основой работы.
Проблема формирования композиционного мышления учащихся, которая была поставлена в его статьях и выступлениях, стала центральной при становлении научной школы его сына и моего отца, Алексея Щербакова.
Алексей Всеволодович продолжил дело Щербакова-старшего. Он руководил изостудией дома пионеров Краснопресненского района Москвы, защитил диссертацию по художественному творчеству подростков и обучал аспирантов.
– Почему вы решили выбрать профессию учителя?
– Одной из аспиранток моего отца была педагог, академик РАО Валентина Максимович, на данный момент являющаяся президентом Высшей школы народных искусств (академии). С учёбы и работы под её руководством начался и мой педагогический путь. Начинался он с преподавания в области декоративно-прикладного искусства. Изначально я видела себя только художником – продолжателем творческой деятельности своих родителей, но Валентина Федоровна предложила мне попробовать себя в преподавании, что заинтересовало меня и, в будущем, стало моей основной профессией.
Одновременно с художественным творчеством я изучала иностранные языки. Любовь к ним мне привил мой отец. Множество книг по художественной литературе, искусству и педагогике у нас дома были на иностранных языках. Папа читал их в оригинале и большинство без словаря. Интерес к преподаванию иностранных языков появился после рождения собственных детей и моих стараний преподать им английский язык. Поняв, что требуется профессиональный подход в этом деле, я приняла решение получить второе высшее образование в этом направлении и сменить специализацию. Как педагог декоративно-прикладного искусства я продолжаю свою деятельность в рамках проекта «Московское долголетие».
– Кто для вас стал наставником в профессиональной деятельности и почему?
– В своей педагогической деятельности я во многом опиралась на педагогический опыт отца и деда через их книги, статьи, воспоминания. Отец ушёл из жизни, когда мне было 9 лет, а дед ещё до моего рождения. Но живые рассказы учеников и коллег, их теплые и восторженные отзывы, постоянная поддержка и вовлечение в творческую педагогическую среду определили мой путь и восприятие педагогического процесса. Можно сказать, что мои отец и дедушка и есть мои главные наставники. С детства и до сих пор я слышу их голос через цитаты родственников, друзей, учеников, аспирантов.
И я, безусловно, считаю своим наставником ученицу моего отца, педагога Валентину Максимович, и благодарна ей за то, что она «привела» меня в профессию, обучала и направляла. Ещё один человек поддерживал и направлял меня с детства – педагог, член-корреспондент РАО Наталья Фомина. Она училась и дружила с моей мамой, искусствоведом И.С. Болотиной, и работала вместе с моим отцом в Научно-исследовательском институте художественного воспитания АПН СССР. Наталья Фомина – автор множества статей о педагогической системе В.С. Щербакова и хранитель коллекции работ его учеников.
– Что для вас означает быть учителем?
– В преподавании я всегда опиралась на слова своего деда, который был убежден, что процесс обучения – это «путь всемерного развития способности видеть». Теперь я понимаю, что это путь, которому важно следовать не только при обучении изобразительному искусству, для целостного восприятия иностранного языка он также необходим.
– Какие методики в обучении французского и английского вы применяете? Что вы переняли у своего дедушки и отца для обучения?
– Внимательное и уважительное отношение к каждому ребенку, раскрытие и сохранение индивидуальности ученика, воспитание творческого внимания – увлеченности предметом – это то, чем я руководствуюсь в работе с детьми и, как мне кажется, было тем, за что особенно ценили моих отца и деда.
Обучая детей иностранным языкам, очень важно заинтересовать их как самим предметом, так и процессом. Важно объяснить цель обучения и возможности, которые предоставят полученные знания.
Я стараюсь уделять внимание культурным аспектам, не только погружая ребёнка в культуру страны изучаемого языка, но и обращая внимание на то, как важно научиться с помощью языковых средств грамотно и красиво подавать информацию о своей стране, её достижениях, в том числе в различных областях искусства. Уверена, что работа в этом направлении способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Не могу не упомянуть актуальность «воспитания творческого внимания» на уроках иностранного языка, что важно при выполнении творческих и исследовательских работ, а также «развития способности видеть» при работе с текстами разных форматов и жанров.
– Что бы вы посоветовали молодым учителям и тем, кто думает, пойти ли им в педагогику?
– Когда мне впервые предложили преподавать, у меня не было иного варианта ответа, кроме согласия, хотя я и не представляла себя педагогом. Не было особенного волнения, были интерес, желание побороть некоторые страхи и жажда результатов. С первых занятий я наслаждалась процессом. Я бы посоветовала тем, кто стоит перед выбором будущей профессии, обязательно попробовать свои силы на практике в работе с детьми.
Я уверена, что творческий подход к урокам, стремление развить в каждом ученике самостоятельность и умение видеть – видеть цель, видеть детали и целое, видеть красоту окружающего мира и родной страны – превращают педагогический процесс в настоящее искусство и вызывают уважение учеников.