Недавно состоялся традиционный открытый семинар НИУ ВШЭ, посвященный проблемам и перспективам образования в современном Китае. С одним из основных докладов выступила доцент кафедры китайской филологии Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Машкина. Результаты ее сравнительных исследований проблем образования, практической, организационной и педагогической деятельности, а также выступлений, в том числе и в китайских вузах, нашли отражение в коллективных монографиях, статьях и докладах ( 97 статей, 34 тезисов докладов, 7 книг).
В серии интервью «Вестям образования» Ольга Машкина расскажет о том, какой путь прошла Поднебесная от ликвидации безграмотности миллионов сельского населения до всеобщего обязательного девятилетнего образования и до создания инновационных университетов, входящих в топы мировых рейтингов. А еще мы узнаем, на каких идеях строилась система образования этой страны с древнейшей историей и культурой, как в ней переплетались национальные традиции с зарубежным опытом, как и почему менялась стратегия китайского правительства в сфере образования на протяжении последних десятилетий. Поговорим и о проблемах, которые существуют в этой отрасли и о том, какие уроки нам следует извлечь из опыта государства, ставшего одним из приоритетных партнеров России.
От Льва Толстого до советских моделей
– Какое влияние на систему образования Китая оказали российские и советские традиции в этой сфере? Почему они не выдержали испытание временем?
– В течение длительного времени, практически до конца XVIII века, Китай был одной из самых богатых стран мира с уникальной самобытной культурой, которая втягивала в орбиту своего влияния окружающие народы. Культура Китая вызывала восхищение во многих странах мира, о чем свидетельствует мода на декоративный стиль шинуазри в Европе и России. Однако постепенно в Китае накапливалось техническое и промышленное отставание. Поражение в Опиумных войнах, спровоцированных западными державами в середине XIX века, заставило китайских интеллектуалов задуматься о причинах прогресса и регресса общества, изучать достижения других цивилизаций, в первую очередь западной, американской, российской.
Русская культура и особенно воспитательные воззрения Льва Толстого вызывали большой интерес у будущих китайских реформаторов.
В последней четверти XIX в. в китайском обществе шли оживленные дискуссии по вопросам развития образования: следует ли поддерживать национальные образовательные традиции или заимствовать зарубежные образовательные модели, ориентированные на иностранные ценности и современные потребности развития. Многие молодые китайские интеллектуалы направлялись учиться за границу. В начале ХХ вв. сложилась национальная доктрина модернизации образования на основе синтеза традиционных национальных ценностей, воспитания национального достоинства и открытости к научно-техническим достижениям Запада.
После Октябрьской революции в Харбине, Шанхае, Пекине, Тяньцзине, куда перебрались многие русские эмигранты, создавались русские учебные заведения. Так, Харбинский Политехнический Университет, основанный в 1920-е годы при активном участии русских ученых и инженеров, долгие годы сохранял атмосферу русскоязычного общения. Но в целом в Китае преобладала тенденция вестернизации городского образования, в первую очередь высшего, в то время как подавляющее большинство сельского населения оставалось неграмотным. Основной формой обучения в сельской местности была передача прикладных знаний и практических навыков от мастера к подмастерьям-ученикам.
Харбинский политехнический университет
После образования КНР в 1949 году СССР оказал огромную помощь в организации новой системы образования. В Китай приехала большая группа советских экспертов, которые помогали внедрять переведенные с русского языка учебные материалы и соответствующую методику обучения. Одновременно в советские вузы на учебу было направлено много китайских студентов. Большую помощь оказывал СССР в подготовке кадров для построенных в 1950-е гг. крупных промышленных предприятий, использовавших советские технологии и оборудование. Однако опыт советской системы образования оказался невостребованным уже в начале 1960-х гг.
Попытка перенести на китайскую почву советскую модель образования потерпела крах не только из-за нехватки в стране, финансов, материальных и педагогических ресурсов, но и из-за несовпадения исходных условий и целей.
Советское образование в первую очередь было нацелено на систематизированную подготовку образованной рабочей силы для индустриализации страны, а китайское мелкое производство веками приспосабливалось к ручному и полумеханизированному труду, не требующему грамотности, поэтому в обществе к техническим знаниям относились как излишним, скорее мешающим, чем помогающим решать практические жизненные задачи. Неспособность образования решать назревшие потребности ставила под сомнение полноценность избранной модели обучения. В начале 1960-х гг. количество средних школ в китайских деревне сокращалось, так как академические знания были не востребованы.
Культурная революция и поворот на Запад
– Как «культурная революция» отразилась на системе образования Китая? Почему на определенном этапе произошел поворот в сторону заимствования западных тенденций, который положил начало «вестернизации» китайского образования?
– Эпоха правления Мао Цзэдуна ознаменовалась таким трагическим явлением, как «культурная революция». В 1966 г. с ее началом было закрыто большинство вузов. Школьные и вузовские преподаватели подвергались публичным унижениям на митингах (собраниях самокритики), организаторами которых часто выступали их бывшие ученики. По данным китайской прессы, в 1966–1976 гг. было репрессировано более 100 млн человек. Из-за «культурной революции» высшее образование не досчиталось более миллиона потенциальных студентов.
В годы «культурной революции» (КР) были отвергнуты традиционные образовательные приоритеты, такие как уважение к книжным интеллектуалам и знатокам древности. Основы советской образовательной системы также были признаны не отвечавшими потребностям китайского общества. После окончания КР в 1978 году происходит смещение акцентов в образовательной политике и практике подготовки кадров с леворадикальных идеологических установок на освоение передовых технологических новаций, повышение уровня и качества образования населения. В основу развития китайской системы образования были положены идеологические установки Дэн Сяопина «уметь учиться в процессе открытия внешнему миру» с целью возрождения Китая», «Развитие Китая не может осуществляться обособленно от общемирового развития».
Дэн Сяопин – идеолог китайской модернизации
В 1995 году провозглашена стратегия «Возрождение страны на базе науки и образования». Основополагающий принцип образовательной политики – «образование служит экономике» – стал ключевым элементом планов социально-экономического развития.
Новая модель получила определение «образования с китайской спецификой». Она кардинально отличалась от той модели образования, которую в первое десятилетие после основания КНР с помощью СССР выстраивали под нужды развития плановой экономики.
В основу формировавшейся на рубеже XX–XXI веков системы образования закладывалась структура обучения и управления, характерная для западной, главным образом, американской модели образования. Одновременно процесс заимствования зарубежных научных знаний и технологий сопровождался пропагандой «социалистических базовых ценностей», таких как патриотизм, преданность коммунистическим идеалам, трудолюбие, честность, равенство.
Однако идеологическая риторика сохраняла суть китайских традиций, переносила прежние ценностные установки на новые условия, а непреклонный авторитет древних мудрецов заменен авторитетом руководителей Коммунистической партии Китая. Таким образом, можно утверждать, что истоки современных концепций образования уходят в реформаторские идеи начала ХХ века, сформулированные видным философом Цай Юаньпэй: «Модернизация образования на основе синтеза традиционных национальных ценностей, воспитания национального достоинства и открытости к научно-техническим достижениям Запада».
Экономический и моральный кризис страны в десятилетие «культурной революции», приведшей народ на порог выживания, показал необходимость полной смены стратегии развития и переосмысления глобальных проблем: как превратить то, что было в избытке – «людское море» – в человеческий капитал? как раскрыть человеческий потенциал и вооружить людей знаниями, навыками и мировоззрением, необходимыми для того, чтобы страна сделала рывок вперед? Пришедшие в начале 1980-х гг. к власти китайские интеллектуалы были в основном людьми, воспитанными в детстве на традиционных конфуцианских идеалах, но далее получившими высшее образование за рубежом.
Так, Дэн Сяопин, идеолог китайской модернизации, получил высшее образование во Франции (1920–1925), а затем в течение года учился в Москве в Университете трудящихся Китая им. Сунь Ятсена. Новое поколение китайских руководителей были прагматически мыслящими, образованными людьми, выстрадавшими и продумавшими будущие реформы в годы гонений и нравственных унижений. Они выстраивали свое видение места Китая как государства, открытого внешнему миру, и соответственно открытого к восприятию тех моделей образования и подготовки рабочей силы, которые способны обеспечить технологический прорыв и возрождение былого величия Китая.
В 1980-е гг. китайское руководство активно привлекало иностранных специалистов к практическому внедрению результатов науки и образования, при этом для них создавались не только очень выгодные материальные условия работы, но под их научные потребности открывали лаборатории с новейшим оборудованием, заказанным за границей. Результатом такой стратегии стало то, что Китай, наряду с поощрением молодежи учиться в зарубежных вузах, проводил технологическое переобучение работающих в ключевых отраслях экономики и в сфере науки и образования И, предоставляя различные налоговые льготы, привлекал иностранных инвесторов к созданию научно-технологических площадок и парков.
– Чем отличается китайский опыт заимствования западных образцов от российского?
– Следует отметить, что китайская элита во все времена исходила из приоритета национальных интересов, поэтому, сохраняя интерес к нашей фундаментальной науке и педагогическим достижениям, Китай совершает прагматический разворот в сторону стран с развитой экономикой для привлечения иностранного капитала, техники, заимствования управленческих технологий и подготовки кадров. Россия на рубеже веков также активно осваивает передовой западный опыт, но часто хаотично, отбрасывая прошлое без серьезного прогнозирования будущего.
В отличие от российской стороны, в Китае, наоборот, очень внимательно изучали зарубежный опыт, следили за позитивными и негативными тенденциями, происходившими в системе образования РФ, и извлекали нужные для себя уроки, в том числе и в отношении того, что нельзя допускать.
Многие нововведения в Китае в начале обкатываются в виде эксперимента в территориальных субъектах с различными исходными условиями, их результаты оцениваются и только после этого решается вопрос об их эффективности и необходимости их нормативного установления для дальнейшей реализации. К таким проектам можно отнести многолетнюю апробацию процедуры введения и содержания гаокао – китайского общенационального экзамена, по результатам которого проходит зачисление китайских выпускников старшей школы в китайские вузы.
В начале 1980-х гг. в стране проводился ряд экспериментов по организации и содержанию вступительных экзаменов. После подготовительной работы в 1985 г. в Шанхае были проведены раздельные экзамены – выпускные в школах и вступительные в вузы. Но результаты эксперимента были признаны неэффективными, и позднее министерство образования КНР отказалось от подобной практики. В 1985 году Министерство образования КНР разрешило так называемым «ключевым», т.е. лучшим средним школам высшей ступени (СШВС) рекомендовать наиболее одаренных учеников к поступлению в вузы, что освобождало их от участия в «гаокао». От этого нововведения в дальнейшем также отказались.
Путем проб и ошибок на рубеже XX-XXI вв. в экзаменационной системе страны постепенно складывались процедуры проведения тестирования, проверки ответов на экзаменационные задания, механизмы распределения соискателей-победителей в различные институты системы высшего образования. Обобщение практики разных провинций по проведению вступительных экзаменов привело к формированию на рубеже веков единообразной модели гаокао, совершенствование которой продолжается и ныне, но не вызывает таких споров и разногласий, как введение ЕГЭ в РФ.
Продолжение следует