Качество образования // Интервью

Феномен китайского образования: от ликбеза до лидерства в мировых рейтингах

Часть 2.

Дистанции огромного размера

Продолжаем наш разговор о китайском образовании. Начало читайте здесь.

В начале 1980-х годов каждый третий взрослый житель Китая был неграмотными, при этом среди мужчин старше 15 лет неграмотным был каждый пятый, а среди женщин – каждая вторая (China: adult literacy | Statista). Численность людей с высшим образованием составляла лишь 68 на 10 тыс. чел.

В 1986 году в Китае был принят Закон «О всеобщем обязательном девятилетнем образовании» и провозглашен принцип равных стартовых возможностей для всех учащихся, независимо от места их проживания.

К 2000 году насчитывалось уже 90% грамотного населения среди взрослых старше 15 лет, а все дети до этого возраста были охвачены девятилетним образованием. Однако процесс распространения всеобщего обязательного образования в начале 2000-х годов проходил неравномерно: наблюдалось углубление разрыва в финансировании школ не только между городом и деревней, но и между богатыми и бедными провинциями. Многие проблемы, признанные актуальными в предыдущие годы, остались нерешенными, в том числе такие, как нехватка школьных учителей, низкий уровень их профессиональной подготовки, отток учеников из школ, дороговизна школьного обучения для сельских родителей.

В новой редакции «Закона КНР об обязательном образовании» 2006 года вновь было подчеркнуто, что плата за обучение и сопутствующие расходы на этой ступени обучения не должны взиматься. Но сообщения в средствах массовой информации напрямую подтверждали, что школы под различными предлогами (чаще всего при зачислении ребенка) продолжали собирать с родителей разнообразные косвенные сборы. Как преодолевалась дифференциация между городскими и сельскими школами, между элитными и массовыми в стране с населением 1, 4 млрд человек? На этот и и другие вопросы отвечает доцент кафедры китайской филологии Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Машкина.

На разных полюсах, или политика двойных стандартов

– Что послужило импульсом к реформированию китайского образования?

– После окончания культурной революции в начале и середине 1980-х годов наблюдалось быстрое восстановление системы школьного и вузовского образования, хотя проблем в этой сфере накопилось огромное количество. Прежде всего, заметно уменьшилось не только количество общеобразовательных школ, но и численность их учащихся. Во многом это было обусловлено реорганизацией школьного образования. Сокращение числа начальных школ и численности школьников особенно резко проявилось в сельской местности: за пять лет на 30%, что объясняется продолжением действия прежней практики, когда за создание, функционирование и содержание начальных школ отвечали производственные бригады.

В 1986 году был принят первый закон КНР «Об обязательном девятилетнем образовании», который возлагал на местные органы государственного управления ответственность за развитие обязательного образования. После вступления закона в силу начальное школьное образование стало бесплатным и обязательным.

Положение закона, разрешавшее привлекать «общественные и частные силы» к управлению школами, заложило правовые основы для реализации политики «идти на двух ногах» в сфере образовании. Политика «идти на двух ногах» применялась китайским руководством в разных сферах, она означала возможность одновременного применения двух взаимодополняющих или даже противоречащих друг другу стратегий. В сфере образования для нее было характерно параллельное развитие государственного и негосударственного образования, формального и неформального, регулярного и нерегулярного обучения. В результате, наряду с государственными, получили развитие так называемые школы «миньбань» ( 民办), создаваемые на средства населения – как правило, они не принадлежали частному лицу, но могли управляться и регулироваться местными органами власти.

– Как проявлялась дифференциация в китайских школах на первом этапе реализации Закона «О всеобщем обязательном девятилетнем образовании»?

– В конце 1980-х гг. в развитии китайской системы образования резко проявились разрывы в уровне развития школьного образования между городом и деревней, между экономически развитыми и отсталыми районами, что во многом было обусловлено нехваткой финансовых и материальных ресурсов, неэффективностью управления, дефицитом педагогических кадров, низким качеством подготовки учителей. Невозможность быстро решить масштабные задачи количественного роста и качественного преобразования привели к тому, что в стране фактически проводилась образовательная политика «двух стандартов». Образовательная политика в основном была ориентирована на приоритетность развития образования в городе. Так, в 1986 году в 353 городах страны было сосредоточено 97,9% всех студентов вузов, 95,8% слушателей системы высшего образования для взрослых, 83% учащихся среднего профессионального образования. Здесь же было расположено большинство научных, технических и культурных учреждений.

Образование в деревне было отдано на откуп местным органам управления и развивалось лишь в тех районах, которые были заинтересованы в притоке молодой квалифицированной рабочей силы и поэтому вкладывали средства в содержание школ.

Процесс дифференциации средних школ проходил по двум направлениям: 1) активизация развития специального и профессионального образования на ступени старшей школы; 2) разделение общеобразовательных школ по качеству подготовки учащихся к экзаменам «гаокао» для поступления в вузы. Образование, полученное в ремесленно-технических и профессиональных школах, считалось недостаточным для продолжения обучения в вузе. Школы стали оцениваться обществом по числу выпускников, преуспевших на экзаменах для поступления на следующие ступени обучения. В результате обострилась конкуренция среди городских учащихся за поступление в те школы, которые обеспечивали более высокое качество обучения, а между школами – за повышение своего рейтинга.

Рейтинг – всё, человек – ничто

– Какую роль в китайском среднем образовании играет рейтинг школ и на основе каких критериев он строится?

– Обострение конкурентной борьбы между образовательными организациями привело к тому, что оценка качества работы школы стала сводиться к значениям показателя перехода учеников на следующую ступень образования, а в результате стал преобладать однобокий уклон в школьном обучении – «учеба ради учебы».

И для педагогов, и для органов управления образованием, и для учащихся высшей целью обучения стала оценка. Нездоровая атмосфера вокруг школьных отметок накладывала отпечаток на характер, развитие способностей и жизненные позиции учащихся.

В 1987 году в передовице газеты «Жэньминь жибао» было опубликовано письмо 12-летней девочки, которая пыталась покончить жизнь самоубийством, так как в семье и школе ее считали никчемной из-за слабой успеваемости. Девочка задает вопрос: «Почему оценки имеют такую силу и все ли в жизни ими измеримо?». Комментатор «Жэньминь жибао» оценил это письмо как вызов подрастающего поколения старшим. Этот пример может показаться нетипичным, но это не так. Случаи самоубийств китайских детей из-за учебных неудач и боязни критики со стороны окружающих, к сожалению, остаются острой темой до сих пор.

В школьном образовании складывались следующие неблагоприятные тенденции:
  1. Школа для поддержания своего статуса ставила целью подготовить учащихся к продолжению обучения и поэтому уделяла внимание только хорошо успевающим ученикам. В ряде школ слабоуспевающих учеников вынуждали бросить обучение.
  2. Школьное обучение, как правило, сводилось к заучиванию книжных знаний и подготовке к переходным экзаменам в ущерб воспитательной работе. Школьные занятия не способствовали формированию у учащихся четких жизненных целей и идеалов, понимания критериев нравственности и безнравственности, добра и зла, чувства эмпатии и других нравственных качеств.
  3. Бурное развитие системы школьного образования сдерживал огромный дефицит квалифицированных педагогов, особенно предметников. Недостаточная квалификация учителей негативно сказывалась на результатах образовательного процесса.

Смена идеалов

– Как воспринималась в китайском обществе сегрегация в общем образовании?

– Значительная доля бюджетных ассигнований, выделявшихся на нужды школьного образования, в 1980-е годы направлялась на развитие городских школ. Но и городским школам не всегда хватало средств даже для выплаты заработной платы учителям. Проблема дефицита финансирования образовательные организаций решалась в 1980-е годы за счет введения платного обучения.

Платное образование вело к изменению отношения общества к школе и знаниям не как к социальной ценности, а как к приобретаемому товару, призванному приносить выгоды, в том числе в достижении жизненного успеха.

Разделение старших школ на «ключевые», готовившие к поступлению в университеты первой категории ( шуан и лю) и обычные, по окончании которых можно было поступить в колледж или на укороченные программы в университетах (без получения степени бакалавра) – заложило основы для обострения соперничества не только среди образовательных организаций, но и среди преподавателей.

В 1980-е годы, ключевые школы, сосредоточенные в городах и пригородных районах, обеспечивались повышенным финансированием, лучшим учебным оборудованием и педагогическими кадрами. Учились в них главным образом дети состоятельных и образованных родителей. Хотя признавалось, что деятельность ключевых школ в базовом образовании способствовала повышению качества преподавания, улучшению учебных программ, материалов и методов обучения, но одновременно отмечалось, что само наличие ключевых школ порождало множество серьезных проблем – таких, как отход от цели равенства и справедливости в образовании, возникновение психических или эмоциональных стрессов у учащихся, недостаточное внимание к вопросам воспитания, порочная конкуренция между школами и др. Систему ключевых школ критиковали за возрождение элитарности в образования. По этой причине в ряде крупных городов (Шанхай, Чанчунь, Шэньян, Шэньчжэнь, Сямэнь) в 1985–1986 гг. были закрыты ключевые школы на уровнях начальной и основной средней школы Но они продолжали функционировать на уровне старшей общеобразовательной школы.

Пекинская средняя школа имени Первого октября – одна из образцовых в Китае

Работа над ошибками

– Какие выводы были сделаны из этой ситуации, проведена ли работа над ошибками?

– Огромные различия между городом и деревней, развитыми и отсталыми районами, а также разными типами школ препятствовали формированию единой цепи учебных заведений и разработке единого для всей страны образовательного стандарта. Там, где для этого были созданы экономические условия, сфера образования стала активно использовать рыночные механизмы (дополнительные платные услуги), но в районах со слаборазвитой экономической структурой бедственное положение школ сохранялось, что, не могло не отражаться на качестве подготовки учащихся в рамках обязательного 9-летнего обучения.

После XVI съезда КПК (2002) создание справедливых условий для всех школьников в обязательной 9-летней школе, вне зависимости от места их проживания, стало основным направлением деятельности министерства образования. В 2002–2007 гг. ежегодные темпы прироста бюджетного финансирования обязательного образования в среднем по стране составляли 18%, а для сельских начальных и основных школ – 21 и 25% соответственно. Начиная с 2001 года, чтобы сдержать высокую текучесть квалифицированных учителей сельских начальных и средних школ в Центральном и Западном регионах, из центрального бюджета на выплаты им заработной платы ежегодно выделялось 5 млрд юаней.

В «Уведомлении об углублении реформы механизма гарантий финансирования обязательного образования в сельской местности» (2005) Госсовета КНР указывалось, что в годы 11-й пятилетки (2006–2010) запланировано увеличение совокупных бюджетных ассигнований на нужды обязательного образования до 218,2 млрд юаней с тем, чтобы полностью отменить все виды платежей на уровне обязательного образования, увеличить дотации на оплату проживания детей из бедных семей в школах-интернатах, гарантировать выплаты заработной платы сельским учителям, реконструировать и поддерживать школьные кампусы .В результате перечисленных мер «в Центральном и Западном регионах фактически сложилась система финансирования сельских школ, в которой инвестиции из центрального бюджета стали основными, из провинциальных бюджетов – вспомогательными, а из уездных бюджетов – дополнительными.

Всеобщее, но не одинаковое

– Удалось ли руководству КНР благодаря принятым мерам выполнить свои обещания о достижении равенства стартовых возможностей всех учащихся, о доступности качественного образования для каждого? И как эти обещания сочетаются с платным образованием на старшей ступени после окончания обязательной девятилетки?

– В 2000-е годы в Китае обязательное девятилетнее школьное образование действительно стало всеобщим, но не одинаковым. Стране не удалось сократить разрыв в качестве обучения между школами, расположенными в городе и деревне, мегаполисе и уездном городке, в экономически развитых и отсталых районах страны.

Хотя к концу ХХ века формально на ступени обязательного образования были ликвидированы так называемые «ключевые» школы, но их заменили «образцово-показательные» школы, по-прежнему остававшиеся малодоступными для детей – выходцев из простых семей. По материальным условиям и качеству обучения образцовые муниципальные школы значительно превосходили обычные школы.

Семьи с высоким социальным статусом использовали личные связи, чтобы отправить детей в образцовые школы основной ступени, открывавшие дорогу в «ключевые» старшие школы. Для этого родители были готовы уплатить так называемый «сбор за поступление в школу».

Например, в г. Чунцине сбор за поступление в образцовую старшую школу № 8 составлял 35 тыс. юаней, т.е. величина «сбора за поступление в школу» была эквивалентна годовому доходу рабочей семьи. Исследование равенства в среднем образовании, проведенное в 10 городах страны, показало, что дети-выходцы из семей ганьбу (государственных и партийных чиновников) и менеджеров среднего или высшего звена составляли 42% учеников ключевых старших школ. В Пекине эта доля составляла 57%. При некоторых университетах были открыты так называемые «образцовые» школы, где постоянно проводились олимпиады для регулярного рейтингования учеников и действовала система переходных экзаменов. Здесь следует пояснить, что ученики, окончившие основную школу, сдают экзамены для поступления в старшую среднюю школу. Чаще всего учащиеся проходят тестирование по китайскому языку, математике, английскому языку, физике, химии, политологии и физкультуре.

Системы начисления баллов различаются в разных регионах. Образцовые школы при университетах предъявляют более высокие требования к поступающим, и устанавливают более высокую плату за учебу, чем в обычных, рядовых школах старшей ступени. Плата бывает дифференцированной в зависимости от набранных баллов: чем их меньше, тем больше родительский взнос за обучение. Образцовые школы знамениты своими достижениями – в первую очередь, количеством выпускников, поступивших в университеты первой категории, и количеством побед их учеников на различных олимпиадах и конкурсах. Директор НИИ «Образование 21 века» профессор Ян Дунпин, оценивая эту тенденцию, указывал, что создание при университетах образцовых школ старшей ступени может быть оправдано, но практика жесткого конкурсного отбора учащихся на предыдущих ступенях образования является нарушением закона «О всеобщем обязательном девятилетнем образовании», углубляет неравенство в обществе, превращая ряд школ в элитарные по составу учащихся.

Средняя школа № 2 при Восточно-Китайском Педагогическом Университете
относится к числу образцовых

Продолжение следует


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube