Вузы элитарные и массовые
В современном Китае продолжается количественный и качественный рост системы высшего образования. В 2023 г. в стране насчитывалось 3000 вузов. В 2002 г. в китайских вузах обучалось 15% молодежи соответствующего возраста. Преодолев после 2020 г. планку в 50%, КНР вошла в число стран, где высшее образование становится универсальным феноменом. На пресс-конференции, посвященной результатам развития образования за 10 лет – с 2012 по 2021 годы – директор департамента планирования развития Министерства образования КНР Лю Чанъя привел следующие данные: общее число студентов к 2021 г. составило 44,3 миллиона. В 2021 г. среднее количество лет обучения населения трудоспособного возраста достигло 10,9 лет, что на 1 год больше, чем в 2012 году. Среди них доля лиц с высшим образованием составила 24,9%, что на 10,3 % больше, чем в 2012-м.
Как сказался количественный рост на качестве высшего образования? Насколько доступно обучение в вузе для среднего жителя Поднебесной? И какие амбициозные проекты осуществляются сегодня в сфере высшего образования КНР? Продолжаем разговор с доцентом кафедры китайской филологии Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ им. М.В. Ломоносова Ольгой Машкиной.
«Дважды первые»… и все остальные
– Мы с Вами уже говорили о проблеме дифференциации, которая существует в сфере школьного образования КНР. Можно ли сказать, что в системе высшего образования она еще сильнее?
– В сфере высшего образования руководство Китая также проводило политику параллельного развития элитарного и массового секторов. К первой категории относятся классические многопрофильные вузы (как обычные, так и ведущие университеты первой категории), которые обучают по академическим программам бакалавриата и магистратуры. Ко второй - высшие профессиональные колледжи, обучающие по двух-трехлетним программам, выпускникам которых выдаются документы о получении определенной специальности. Данные документы не приравниваются к диплому о высшем образовании и не позволяют продолжить обучение по академическим программам.
Для удовлетворения растущего спроса со стороны населения и делового сектора, в условиях ограниченности возможностей бюджетной системы, в КНР начали проводить курс на привлечение средств «общества» для создания негосударственных школ и вузов (“миньбань”民办), которые получили широкое распространение в 1990-е годы по преимуществу в крупных городах. Так, в Пекине в 2002 г. функционировал 91 негосударственный вуз, где обучалось 198 тыс. студентов; в Шанхае было 177 негосударственных вузов, в которых обучалось 173 тыс. студентов. В целом, по данным министерства образования КНР, численность студентов, поступивших в 2002 году в негосударственные вузы, составляла 9,6% от общего числа зачисленных абитуриентов Согласно законодательству КНР, преподавателям и учащимся негосударственных учебных заведений предоставлялся одинаковый с преподавателями и учащимися государственных учебных заведений правовой статус.
– Как мы уже с Вами отмечали, особое внимание в Китае уделяется образцовым школам, распространяется ли такая политика на ведущие вузы?
– Конечно. В 1995 г. был введен в действие «Проект 211» с целью «подготовиться к вызову глобальной технической революции, повысить уровень образования и научных исследований вузов». Свое название проект получил от сокращения 21 век и 100 университетов. В «Проект 211» были включены 100 вузов и 602 исследовательских проекта по наиболее востребованным новым научным направлениям. В мае 1998 года к столетию Пекинского университета китайское правительство принимает «Проект 985», который был так назван по сокращению обозначения года и месяца вступления проекта в силу. Почти все приоритетные вузы указанных программ позднее вошли в число вузов, выделенных в проект университетов мирового уровня – шуан и лю, то есть «дважды первых».
К началу XXI века всего за 3 года прием в вузы вырос более чем вдвое, а общая численность учащихся – в 1,75 раза. Однако доля обучавшихся по программам бакалавриата в общей численности студентов осталась практически неизменной: в 1997 г. – 62,56%, а в 2000 г. – 61,14%, остальные обучались по краткосрочным профессиональным программам (чжуанькэ). Усилия китайского правительства были направлены на поиск оптимального соотношения между студентами ведущих университетов, получавшими фундаментальную подготовку и способными вывести Китай на передовые научно-технические рубежи, и студентами массового сектора (высшие профессиональные колледжи или неакадемические специализированные программы в университетах), которые должны составлять костяк технических кадров местных предприятий.
Пекинский университет – «дважды первый» и лидер международных рейтингов
Равнение на Кембридж или «своя колея»?
– Какое значение в Китае придается международным рейтингам?
– В рейтинге QS World University Rankings 2023 Китай занял третье место по количеству университетов (71), уступая Великобритании (90) и США (201). Два столичных университета вошли в топ-15 (Пекинский университет занял 12 место, а Университет Цинхуа – 14 место). Проект «Университеты и дисциплины мирового класса» не предполагает механическое копирование моделей и практик ведущих международных университетов. Как неоднократно подчеркивал Си Цзиньпин, в Китае необходимо создать независимую систему знаний, которая будет ориентирована на решение общенациональных проблем. Он также подчеркивает, что национальные университеты должны сохранять китайские корни: «Мы должны сделать Пекинский университет не вторым Гарвардом или Кэмбриджем, а первым Пекинским университетом».
После визита Си Цзиньпина в апреле 2022 г. в ведущий исследовательский университет Жэньда, где он высказал сомнение в необходимости рассматривать участие в западных рейтингах в качестве одного из главных мерил достижений китайских университетов, три вуза отказались от участия в рейтингах, организуемых зарубежными агентствами.
Аналогичную позицию по отношению к рейтингам, организуемым частными зарубежными компаниями, неоднократно высказывал и ректор МГУ Виктор Садовничий, указывая, что они строятся на критериях, которые не являются самыми важными для задач и миссий российских вузов. Сейчас трудно сказать, насколько устойчивой станет тенденция отказа от участия в мировых рейтингах, но можно предположить, что те китайские вузы, которые не способны существенно улучшить свои позиции в конкурентной борьбе с зарубежными вузами, будут участвовать только во внутренней конкурентной борьбе. Однако, учитывая, насколько трепетно китайские родители и выпускники школ относятся к рейтингам и показателям высокой конкурентоспособности, представляется маловероятным, что произойдет массовый отказ китайских вузов от участия в международных рейтингах.
Университет Цинхуа – «дважды первый» и лидер международных рейтингов
– Как быстрое расширение системы высшего образования сказалось на качестве обучения?
– При экспансии высшего образования (сегодня в Поднебесной насчитывается более 3000 вузов) органам управления приходилось делать выбор между качеством обучения, его скоростью и низкими затратами на эти цели. Вузы стремились заработать за счет открытия программ по направлениям подготовки, популярным среди населения. В
Многоканальное финансирование
– За счет чего наращивалось внебюджетное финансирование?
– Хотя в 2006–2010 гг. бюджетные расходы на содержание и развитие государственного высшего профессионального образования выросли в 3 раза, но их доля составляла только около 20% от всех ассигнований на нужды вузов, реализующих академические образовательные программы. Китайское правительство продолжало курс на поощрение вузов увеличивать внебюджетные источники финансирования. Если в 2000 г. доля внебюджетного финансирования вузов в их совокупном финансировании составляла порядка 32%, то к 2006 г. она возросла до 43% Внебюджетные средства поступали из нескольких источников, и отнюдь не только за счет оплаты гражданами своего обучения, но и доходов вузов от коммерческой (предпринимательской) деятельности, в том числе проведения научных исследований, тестирования и масштабирования технологий, передачи патентов, продажи обучающих продуктов, дополнительного образования и так далее. Благодаря предпринимательской деятельности доходы вузов выросли с 17,7 млрд юаней в 2001 году до 62,2 млрд. юаней в 2010 году.
«Дважды первые» университеты получают мощную поддержку со стороны министерств, центрального правительства, местных органов власти. Однако их бюджеты значительно отличаются в зависимости от того, находятся ли они в экономически развитом Восточном районе и мегаполисах или в слабо развитых Центральном и Западном регионах. В 2019 года в 5 университетах, находящихся в ведении Минобра КНР, бюджет превысил 10 млрд. юаней, но в подавляющем большинстве вузов бюджет не превышал 2 млрд. юаней, а в некоторых и менее 1 млрд. Восполнять средства помогают крупные компании, под заказ которых ведутся научные разработки и подготовка молодых специалистов. Например Сычуаньский сельскохозяйственный университет получил финансирование в размере 200 миллионов юаней от двух крупных корпораций: Сельскохозяйственная группа Dabei и China Telecom.
Сычуаньский университет получает деньги от крупных компаний
Вузы, входящие в категорию дважды первых (шуан и лю) создают из поступающих извне средств специальные целевые фонды на выполнение определенных целей развития, заявленных в их программе развития. Так, в 2023 г., Сианьский университет Цзяотун располагал наибольшим специальным фондом 459,1 млн юаней; за ним следуют Уханьский университет и Нанькайский университет, которые получили 397,1 млн юаней и 295,8 млн юаней соответственно. Специальные фонды других ведущих вузов превысили 200 млн юаней.
Есть еще один важный источник внебюджетного финансирования, о котором следует сказать особо – это доходы от пожертвований и спонсорства. Дело в том, что исторически в Китае развита традиция благотворительности. Пожертвования от богатых соотечественников и хуацяо (китайских эмигрантов), главным образом, получали созданные еще на рубеже ХIX–XX веков вузы, расположенные в приморских районах и ведущие университеты центрального подчинения: Цинхуа, Пекинский университет, Шанхайский университет Цзяотун, университет Шаньтоу, Чжэцзянский университет и другие.
Льготы и преференции
– Насколько доступна сфера высшего образования для среднего китайца?
– В 2000-е годы значимость такого источника внебюджетного финансирования, как оплата гражданами своего обучения, постепенно снижалась. В 2001-2006 гг. китайское правительство ежегодно выпускало указание, в котором подчеркивалось, что плата и сопутствующие сборы в колледжах и университетах должны быть зафиксированы на определенном уровне.
Формально плата за обучение в колледжах и университетах не должна была превышать 20% среднедушевого располагаемого семейного дохода, но на практике этот принцип соблюдался далеко не везде. Например, в провинции Цзянсу доля платы за высшее образование в среднедушевом располагаемом доходе горожан составляла 37,34%
Тем не менее оплата обучения в вузах, благодаря различным дотациям и грантам, становилась все более доступной для разных групп населения.
– Каким категориям учащихся предоставляются льготы при поступлении в вузы?
– В истории предоставления льгот поступающим и дополнительных баллов в китайских вузах можно выделить 2 периода: с 1949 до начала курса модернизации преференции носили политический характер и предоставлялись молодежи из семей партработников (ганьбу) – выходцев из рабочих и крестьян. В 1985 г. была введена категория абитуриентов, которые рекомендованы к поступлению в вузы школами. Такого рода выпускников называют (保送生 – поступающие по рекомендации без сдачи единого национального вступительного экзамена гаокао с согласия высших учебных заведений, куда они подают документы). Численность такого рода абитуриентов не должна была превышать 3% от зачисленных в данный вуз. В начале 2000-х гг. министерство образования КНР позволило ведущим вузам принимать ограниченное число первокурсников (квота составила 5% от контрольных цифр приема), исходя из собственных критериев оценки их знаний и способностей. Предполагалось, что данная мера позволит выявлять и привлекать в вузы талантливых, неординарно мыслящих молодых людей. Первоначально эксперимент проводился на базе трех университетов провинции Цзянсу, а затем был распространен на более чем 90 престижных университетов.
В 2001 г. министерство образования КНР снизило проходные баллы для поступающих в вузы на ряд творческих и сельскохозяйственных специальностей. Одновременно для выравнивания стартовых позиций абитуриентов были установлены дополнительные баллы двух типов: компенсирующие (для устранения разных форм неравенства, например, для представителей национальных меньшинств) и поощрительные (за победы на различных провинциальных, национальных, международных учебных и спортивных мероприятиях).
За период 2003–2014 гг. в общей сложности были установлены 11 видов общенациональных льгот и 95 видов преференций, которые предоставляли абитуриентам субнациональные органы управления образованием.
Но, как показало обследование, проведенное в 2009 г., в ряде районов страны местные власти расширили этот список до 192 льгот, в том числе за выдающиеся идеологические и нравственные поступки старшеклассников, которые признаны партийными комитетами и правительствами на уровне провинций и выше. Критерии подобных преференций допускают достаточно свободное их толкование и создают почву для махинаций и коррупции. 85% участников интернет-опросов выступили за реформу правил приема с целью достижения большей справедливости, равенства возможностей, а также за ограничение числа льгот только теми, которые установило министерство образования.
В 2023 г. в 37 престижных университетов были зачислены без экзаменов 1855 человек, (в Пекинский университет 194 чел., Университет Цинхуа – 161, Шанхайский Университет Цзяотун – 138). Сколько таких «счастливчиков» было зачислено без экзаменов в остальные вузы, информации нет.
«Плюшки» для одаренных
– Насколько развита в Китае система поддержки одаренных учащихся?
– Кроме предоставления помощи и дотации ученикам из малоимущих семей, включающих не только оплату учебы, учебных пособий, но и расходы на проживание и питание в школах-интернатах (а это очень распространенная форма организации старших школ, так как многие старшеклассники живут далеко от школы, в отдаленных и труднодоступных местностях), в Китае очень развита грантовая система в виде поощрительных стипендий.
Национальные стипендии: учреждаются национальным департаментом образования для поощрения выдающихся учеников старшей школы на всей территории Китая, разделены на три уровня: 5000 юаней, 3000 юаней и 2000 юаней в год.
Местные стипендии: учреждаются местным правительством для поощрения выдающихся студентов, отличившихся высокими учебными результатами или достижениями в каких-либо областях творчества и спорта. Размеры местных стипендий зависят от развитости местной экономики и наличия спонсоров, богатых граждан и предприятий и варьируются от нескольких сот до 1–2 тысячи юаней, в зависимости от экономического уровня и политики каждого региона.
Школьные стипендии: учреждаются школой для поощрения хорошо успевающих старшеклассников и составляют от несколько десятков до нескольких сотен юаней.
Предоставлением поощрительных стипендий Китай решает несколько задач: создание банка данных талантливых учеников; поощрение всех учащихся старшей школы к повышению личных достижений в учебной, социальной и творческой активности; повышение качества школьного обучения в стране.
Аналогичная система действует и в отношении студентов вузов, то есть в системе поощрительных стипендий есть три уровня: общенациональный, провинциальный\местный и вузовский. Общенациональные премии достаточны большие: от 5 до 8 тыс. юаней в год, на остальных уровнях решения о величине стипендии принимают на местах, исходя из возможностей и потребностей в молодых специалистах. Кроме учебных, научных и инновационных достижений у студентов при рассмотрении заявки также учитываются моральный облик и патриотизм.
Оценка за поведение: ограничение свободы или дань традициям?
– Можно ли сказать, что преференции за «правильное поведение» как на этапе поступления в вуз, так и во время обучения, связаны с так называемой системой «социального кредита», суть которого в оценке граждан (в том числе с помощью видеонаблюдения и на основе анализа больших данных) по разным критериям с последующим поощрением или вычетами за нарушение законов и моральных норм? Как сами китайцы относятся к этой системе, вызывающей ассоциации с «Большим братом» Джорджа Оруэлла?
– Можно предположить, что система социального кредита в Китае не рассматривается как навязанное сверху ограничение свободы личности.
Из бесед со знакомыми китайцами я сделала заключение, что они рассматривают эту систему с традиционных мировоззренческих позиций, и считают, что человек сам формирует свою репутацию добрыми делами и правильным общественным поведением, тем самым вносит вклад в развитие справедливого общества.
Получаемые высокие баллы в рейтинге, по мнению опрошенных, свидетельствуют о том, что человек достоин не только уважения окружающих, но и материального вознаграждения от власти в виде различных бонусов. Без специального обследования трудно прийти к объективной оценке вводимого в КНР рейтинга людей в рамках системы социального кредита, но полагаю, что она соответствует как традиционному мировоззрению уважения достойных людей, так и сложившейся практике участия жителей Поднебесной в конкурентной борьбе за лучшие жизненные позиции.
Но я считаю, что акцент на патриотизме и взаимопомощи в образовании и воспитании не связаны с системой социального кредитования. Дополнительные баллы скорее можно рассматривать в общем контексте того, что называется «портфолио личных достижений», когда вузы мира предоставляют различные гранты и преференции за те или иные успехи, в том числе за участие в волонтёрской деятельности и в разных общественных движениях.
Уроки китайского образования
– Какой китайский опыт в сфере образования Вы считаете полезным для России, а от какого наоборот следует отказаться?
– В 2010-е гг. китайская система образования стремительно продвигается от количественных показателей к качественным преобразованиям, постепенно приближаясь к современным международным образовательным стандартам. В то же время, как показывали результаты многочисленных обследований китайских специалистов, в развитии системы образования произошел прорыв в развитии материальной базы и инфраструктуры образования, но не произошло прорыва «в мышлении», необходимого для перехода к инновационной модели национальной экономики. Для формирования подобных условий необходим был поворот от традиционных ценностей, отдающих приоритет гармонии и пассивности, к активной деятельности и реформам. Китайское общество продолжало высоко ценить значимость образования, но если ранее оно традиционно рассматривалось как канал социальной мобильности и культурного развития человека, то в 2010-е годы все чаще как путь к богатству и высокому социальному статусу.
Сложившаяся в КНР модель вступительных экзаменов в вузы – «гаокао» − стала важным механизмом отбора наиболее трудолюбивых и способных к запоминанию больших объемов данных студентов. Но она же становится тормозом на пути к прогрессу.
В настоящее время, когда КНР осуществляет переход от экстенсивного развития к инновационной модели экономического роста, страна нуждается в креативно мыслящих профессионалах, умеющих рисковать, не боящихся ошибаться и начинать все сначала, способных работать в коллективе так, чтобы видеть рядом партнера, а не соперника. Однако эти качества подавляет сложившаяся практика подготовки к «гаокао», она же усиливает социальное неравенство и ведет к формированию обширной группы молодежи, получившей название «оставшиеся позади». Богатые китайцы все чаще готовы инвестировать в подготовку детей к поступлению в ведущие международные университеты, а не к прохождению «гаокао», но многие выпускники таких вузов потом возвращаются на родину, привлеченные высокими должностями, зарплатами, льготами, которые предоставляются китайским правительством высокообразованным специалистам. Да и принцип «где родился, там и пригодился» еще никто не отменял. Менее обеспеченные семьи абитуриентов, получивших низкие баллы по «гаокао» или не сдававших экзамены, отправляют детей учиться в вузы тех стран, где от студентов не требуется хорошего уровня подготовки или в китайские колледжи и вузы не первой категории. Мы можем наблюдать подобные тенденции и в России.
На мой взгляд, российская система образования не может позаимствовать китайскую модель образования прежде всего из-за больших различий в культурных ценностях и национальных характеристиках, но, внимательно изучая опыт инновационного развития КНР, мы можем заранее предусмотреть те неизбежные трудности, которые возникают на пути трансформации образования в быстро меняющемся мире и найти свои, адекватные национальным условиям и задачам варианты их решения.