Знакомая ситуация: ребенок прочитал задание – и говорит, что не понимает, что нужно сделать. Формулировки заданий непростые: в них термины, конструкции вроде «объясните графически», а дети не всегда удерживают даже средние для своего возраста тексты-инструкции
Вот приемы, которые помогут:
- Вместе прочитываем задание вслух и медленно. Не 1 человек в классе, а весь класс. При чтении вслух внимание человека (да и взрослого) активизируется
- Обводим или подчеркиваем ключевые слова в задании. Объясняем соседу или тому, с кем удобно общаться, что они значат. Внимательно выслушиваем объяснение партнера
- Прочитываем по предложениям с конца – иногда главное в формулировке задания находится в последнем предложении
- Раскладываем задание на шаги. Шаги ребенок может или писать, или рисовать блок-схемой, как кому удобно
- Деепричастия (подчеркивая, вставляя) заменяем на глаголы (подчеркни, вставь)
- В заданиях часто есть образец. Не говорим детям: «Сделайте, как в образце», а разбираем образец в деталях (начинаем сами – постепенно передаем эту функцию детям)
И универсальный совет для родителей и педагогов: не раздражаемся, когда ребенок переспрашивает, недопонял что-то или просит еще раз объяснить.
Мы раздражаемся – ребенок чувствует себя виноватым/неправильным – это очень мешает нам обоим.
Благодарю всех коллег-словесников начальной школы за то, как мы вместе увидели эту проблему, придумали приемы и протестировали их. Настоящему учителю словесности исключительно полезно поработать с детьми 1–4 класса – в методическом и эмоциональном смысле становишься намного грамотнее и богаче по инструментам.