Культура // Статья

Войти в историю: как подростки могут помочь музею

  • 29 ноября 2023

Войти в историю: как подростки могут помочь музею
Фото из личного архива автора

Наверное, каждый в школьные годы хоть раз ходил вместе с классом на экскурсию в музей. Там какой-то экскурсовод рассказывал про картины или памятные даты, показывал экспонаты и всеми силами пытался привлечь внимание детей, которые, чаще всего проявляли мало рвения к искусству. После такого «урока» в голове особенно не прибавлялось знаний, а музей не становился привлекательным местом для отдыха.

Но что если можно иначе? Что если музейные пространства могут быть не «скучными и серыми», а реально завлекающими и помогающими понять мир?

Партиципаторный музей

В 2010 году американский куратор Нина Саймон опубликовала культовую книгу «Партиципаторный музей». До этого момента роль музея понималась чаще всего очень консервативно: он должен сохранять и демонстрировать посетителям выдающиеся достижения человеческой культуры. Там каждый приходящий становится пассивным зрителем, который воспринимает выставленные за витринами объекты. Нина Саймон обратила внимание на то, что эта устоявшаяся модель глубоко устарела. Каждый посетитель может стать не только зрителем, но и со-творцем для экспозиции. А сам музей может не только рассказывать, но у буквально вступать в диалог с аудиторией.

В итоге получается, что партиципаторный музей – это то место, где каждый может стать соучастником культурного процесса: высказать свою позицию, поделиться наблюдением или внести свой вклад. В таком музее каждый проходит свой собственный путь, во время которого он задает вопросы, ищет ответы, возмущается, радуется, смеется, записывает мысли и клеит в специальных местах на стенах. А также делает много других, самых разных действий. В результате человек не просто получает, но и присваивает опыт и помогает самому музею стать лучше.

Если такой визит в музей может завлечь даже взрослого, то уж для ребенка он может стать настоящим открытием.

Во всем мире музеи стараются применять разные партиципаторные стратегии и завлекать с их помощью юных посетителей. Кто-то придумывает квесты, кто-то выдает интерактивные маршрутные карты, другие применяют новые технологии. Но самым «верхом» партиципаторности становится ситуация, когда дети и подростки сами могут повлиять на содержание экспозиции.

Только представьте, насколько важно может быть для них сделать свой экспонат и потом и через год видеть его на том же месте. Или записать аудиогид, который услышат десятки посетителей каждый день.

Но возможно ли это?

Наша Лаборатория в МГПУ провела ни одно исследование и убедилась в том, что московские музеи очень редко внедряют в экспозицию принципы соучастия. Нам показалось важным проверить, насколько же музеи на самом деле могут «разговаривать» с подростками и доказать, что каждый старшеклассник может быть очень полезным партнером любому музейному пространству.

Еще весной 2023 года мы запустили проект «Культура. Думать!» и провели пять интерактивных занятий с подростками в самых разных музеях столицы. Этот опыт помог нам понять, что в любой экспозиции есть огромный образовательный потенциал, а подростки готовы активно откликаться на предлагаемые им идеи и форматы работы.

В сентябре 2023 года мы пошли дальше и начали инициативный проект совместно с Музеем кукол театра С. Образцова. К нам присоединилось больше 70 подростков и студентов из 5 школ (школа № 771, школа № 1799, ЛНИП, Экономический лицей ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", лицей №14 им. Ю.А. Гагарина) и 3 учебных институтов МГПУ, РЭУ имени Плеханова, МГЮА имени Кутафина. Мы больше пяти раз вместе посещали экспозицию и за два месяца проделали огромную работу. И вот что из этого получилось:

1. Подростки смогли сделать Музей кукол «своим»

Нам кажется, что подростки и куклы – очень далекие друг от друга вещи. Ну как может быть музей, посвященный только театральным куклам интересен ребятам, у которых есть и YouTube, и TikTok, и современная музыка? Оказывается, что может.

Участники проекта очень всесторонне осмыслили, почему вообще мы ходим в кукольный театр и что он может рассказать аудитории старшего возраста. Они задумывались и об отличиях кукол от живых актеров, и о «судьбе» кукольных персонажей, и даже об архетипах и возрастной психологии. В этих разговорах стало понятно, что куклы – особый культурный феномен, что стало открытием не только для подростков, но и для ведущих, а возможно – и для музейных работников.

2. Подростки сами создали текст аудиогида и сами его записали

Буквально за три месяца инициативного проекта участники написали текст для аудиогида, пережили несколько репетиционных читок, а после – записали его в профессиональной студии в МГПУ. Для них возможность сделать для музея что-то свое стало огромной мотивацией и причиной каждую неделю на два-три часа встречаться после школы, чтобы переделывать, переписывать и обсуждать фрагменты личных историй разных кукол.

3. Подростки сделали маршрутную карту, по которой вскоре сможет пройти каждый посетитель музея

Фантазии и креативности участников хватило не только на аудиогид, но и на маршрутную карту: настоящую дорогу по музею. Там куклы делятся историями о своей жизни, смущаются, расстраиваются и очень хотят услышать голос посетителя, смотрящего на них из-за стекла. Эти маршрутные карты не только проводят гостя от витрины к витрине, но и предлагают рассказать свою собственную историю и поделиться ей с окружающими с куклами.

Удивительным стало то, что подростки сделали гораздо больше, чем ждали от них организаторы или музейные сотрудники.

И хотя в самом начале мы хотели остановиться на совместном создании маршрутной карты и аудиогида, за время работы стало понятно, что ребята хотят вложить в проект гораздо больше. Кто-то из них начал рисовать практически профессиональные иллюстрации. Кто-то написал фоновую музыку. Вместе ребята сделали настоящее произведение, которое может кардинальным образом изменить восприятие экспозиции.

Залог успеха

Так как же у нас и у музея кукол театра им. С. Образцова это получилось? Мы сами не стали волшебниками и не делали ничего сверхъестественного. Для того, чтобы сделать подростков полноценными со-творцами музея мы придерживались всего нескольких правил.

Правило 1. Слушать и слышать

Чаще всего в музее слышно только экскурсовода – такого хранителя сакрального знания. Но в работе с подростками важнее всего – услышать каждого и понять, как музей именно ему откликается. Мы провели с ребятами две трехчасовые фокус-группы и со всех сторон обсудили их впечатления. Именно это помогло нам понять, куда и как двигаться дальше.

Правило 2. Поддерживать инициативу

Наши участники предлагали варианты, которые могли кардинально отличаться от ожиданий. В своих сюжетах для аудиогида они отходили от оригинальных художественных произведений, интерпретировали персонажей по-своему и отстаивали собственное видение. Очень важно в этот момент не ограничивать творчество и не загонять его в рамки, а обсуждать получающиеся варианты. Так и сами подростки учатся приходить к компромиссу и совершенствуют свои навыки к командной работе.

Правило 3. Всесторонне продумывать план работы

Несмотря на то, что подростки и способны на креативные неординарные идеи, им может быть сложно организовать работу. Понять, с чего стоит начать и как именно стоит обсуждать экспозицию. Рассчитать необходимые этапы в подготовке маршрутной карты. Все это для участников должны сделать организаторы, которые могут создать продуктивную структуру совместной работы. Педагогу или музейному работнику стоит подумать, как именно он будет выстраивать диалог, какие вопросы смогут «продвинуть» дискуссию, а что поможет участникам зафиксировать свои мысли и перейти от идеи к реализации.

Эти простые правила и реальное желание «подружить» музей и подростков могут помочь экспозиции стать по-настоящему партиципаторной. В результате такого изменения не только музей превратиться в какое-то «свое» пространство, но и узнает гораздо больше о себе, своей экспозиции и впечатлениях посетителей. А дети и подростки поверят в то, что могут сделать что-то по-настоящему «взрослое» и значимое. Например, аудиогид или маршрутную карту. И, возможно, это окажет ключевое влияние на профессиональное и личное будущее каждого отдельного участника.

Анна Головина


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube