Городское образование // Статья

«Пять табу в общении с подростком»: как прошла лекция психолога ко Дню матери

Впечатления мамы московского школьника.

«Пять табу в общении с подростком»: как прошла лекция психолога ко Дню матери
Иллюстрация: med-newton.ru

Подростковый возраст часто воспринимается взрослыми как стихийное бедствие, управлять которым невозможно, а потери в плане личного общения с детьми кажутся неизбежными. Московские психологи уверяют мам, что решение есть. На лекции «Пять табу в общении с подростком» побывала начальник отдела публичных коммуникаций Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки, мама двоих подростков Екатерина Костыненко.

Тот, кто поможет пережить бурю и остаться на плаву

Я мама двоих школьников – 10 и 17 лет. В терминах возрастной психологии это младший и старший подростки. Вот старший снисходительно рекомендует мне подкаст о философии: в эту секунду ему под сорок, мир ему понятен до прозрачности. А дочь висит на турнике вниз головой и кричит: «Я павук!». Их качает из крайности в крайность.

Между «хочу казаться» и «есть на самом деле» порой пропасть, а порой – неразличимая грань, но почти никогда нет совпадения. Управлять собой – искусство, которое только предстоит им освоить. Пока нужен тот, кто поможет справиться, пережить бурю и остаться на плаву. Нужен взрослый. Мама, конечно, идеальный кандидат на роль надежной опоры. Но только если она понимает, что можно делать, и чего делать точно не стоит в разных ситуациях.

Именно поэтому, когда в школе, где учатся мои дети, объявили о лекции «Пять табу в общении с подростком» от нашего школьного психолога, я решила обязательно на нее прийти. Радостно было видеть полный зал. Несмотря на то, что мероприятие организовали в честь Дня матери, на нем были и папы, не менее активные, чем их супруги. Кто-то записывал, кто-то фотографировал слайды презентации на телефон. Такая включенность и интерес к теме говорят о том, что нам, родителям, действительно не хватает знаний и возможности обсудить свои детско-родительские отношения с профессионалом. Для кого-то важно получить ответ на вопрос, когда нет решения. Кому-то нужно услышать: «Вы все правильно делаете, вы – хорошая мама!» Многим необходимо увидеть школьного психолога лично, чтобы убедиться в том, что этому человеку действительно можно доверять.

Забежать к психологу на перемене...

Из зала звучали вопросы, на которые психолог отвечала, но иногда терпеливо объясняла, что здесь и сейчас ответить на многие из них нельзя – ведь все дети уникальны, у каждого своя история, которую недопустимо обсуждать публично.

Кажется, что все подростки ведут себя похоже, но причины поведения могут быть очень разными, а потому и работа возможна только индивидуальная. Профессионализм психолога вызвал во мне доверие и желание обратиться лично. Я такая не одна – после лекции многие мамы подошли к ведущему познакомиться, обменяться контактами.

Одна мама поделилась со мной: «У меня сын в 9-м классе. Я давно ему рекомендую обратиться к школьному психологу, он так волнуется из-за экзаменов, но стесняется идти к незнакомому человеку, я это понимаю. А теперь, когда я нашего психолога лично увидела, я готова сама на первую консультацию с сыном прийти. Ведь знакомство – это первый шаг к совместной работе».

Конечно, у меня, как у большинства работающих мам, нет возможности бывать в школе часто. Но и консультация школьного психолога в первую очередь нужна моим детям, если у них возникают какие-то запросы.

От меня как от мамы требуется только дать согласие на работу специалиста с ними. Моя дочь очень дружна со школьным психологом с первого класса, они с подругами могут на перемене забежать рассказать свои новости, пожаловаться на сложности. Очень важно, чтобы психолог был знаком и доступен для детей там, где они проводят много времени.

Пять табу в общении с подростком

На лекции слушатели узнали, что для теплых отношений с собственным ребенком-подростком нужно:

  1. Уважать его границы;
  2. всегда оставаться в позиции взрослого;
  3. помнить, что игнорирование приводит к отстранению;
  4. сравнивать ребенка только с ним самим вчерашним, а не с другими;
  5. ценить чувства и мысли подростка.

«Пять табу в общении с подростком» стали для меня инструкцией к действию; чек-листом, по которому я проверяю себя, когда передо мной вновь и вновь закручиваются смерчи становления личности, когда кажется, что я совсем не знаю того человека, который еще вчера был таким славным и доверчивым малышом. Но я помню, что в отношении с моими детьми взрослая – я, значит мне необходимо знать, как поступать в той или иной ситуации.

И если меня как маму поддержит школьный психолог, то качество общения в моих отношениях с детьми будет высоким.

Проведение мероприятий психологической направленности для детей и взрослых способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Современное образование» национального проекта «Образование».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube