Культура // Статья

«Главная наша цель – научить ребенка трудиться»


«Главная наша цель – научить ребенка трудиться»

Ансамбль песни и танца имени В.С. Локтева Московского дворца пионеров на Воробьевых горах – детский коллектив, созданный А.В. Александровым в 1937 году. Его уникальность состояла в объединении на сцене хора, оркестра и хореографической группы.

Владимир Локтев руководил ансамблем более 25 лет, он не только восстановил его в трудные военные годы, но и именно он сформировал коллектив в том виде, в котором мы его знаем, и сделал его одним из самых популярных детских коллективов страны. Тяжело заболев, Локтев пригласил для руководства коллективом своего соратника, дирижёра Алексея Ильина, возглавившего ансамбль после его смерти в 1968 году. В 1969 году ансамблю было присвоено имя В.С. Локтева.

Художественный руководитель Ансамбля песни
и пляски Московского городского Дома пионеров Владимир Сергеевич Локтев
дирижирует хором и оркестром. Ноябрь 1959 года. Фото: И.И. Гольдберг.
Из фондов Музея истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы»

Сегодня в составе ансамбля – 4 хора, 2 оркестра, хореографические группы, организованные по возрастному принципу, в которых занимаются дети от 5 до 18 лет. В общей сложности это около 2000 человек. Репертуар Ансамбля состоит из песен и танцев народов мира, а также из музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов. Наиболее способные дети продолжают образование в Школе-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева Московской Государственной Академии хореографии, Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, а также в Московской консерватории им. П.И. Чайковского, Академии им. Гнесиных, Музыкальном училище им. А. Шнитке и в других творческих вузах и организациях.

Легендарный коллектив становился лауреатом престижных международных конкурсов («Танцевальный Олимп» в Берлине, «Танцуй, Адриатика!» в Италии, «Фестиваль танца в Каталонии»), и это далеко не полный перечень побед, наград и премий.

Но главная сила ансамбля – это его традиции и преемственность поколений: выпускники получают профессиональное музыкальное или хореографическое образование и возвращаются уже в качестве педагогов. Cегодня наш рассказ о тех, для кого легендарный коллектив стал больше, чем просто работой.

От дебюта сценического – к дебюту педагогическому

Главный хореограф ансамбля Марина Егорова пришла в Ансамбль им. Локтева в 6 лет. Самые яркие впечатления детства, проведенного с локтевцами, у Марины Егоровой связаны с концертами в Кремлевском дворце, «Артеке», «Орленке», Большом театре и с гастрольными поездками за рубеж. Например, когда они выступали в Голландии, по всем городам, где они давали концерты – в Амстердаме, Роттердаме и Гааге – висели афиши: «176 детей из Москвы», выступления юных артистов транслировались по телевидению, а поклонники ездили вслед за их автобусом на велосипедах.

«Очень хорошо помню, как я танцевала «Топотушки», «Калинку», «Школьную польку», «Утро пионерии», «К нам пришёл вожатый», «Тарантеллу», многие танцы из сюиты «Пионерская дружба» (узбекский, голландский, украинский, испанский, негритянский), – рассказывает она. – Но самый первый мой танец в ансамбле – это «Пионерская плясовая». Мой педагог Елена Романовна Россе даже немного переделала этот танец специально для меня. Так как я умела хорошо делать шене (маленькие, быстрые повороты, обычно исполняемые сериями), Елене Романовне пришла идея выпустить меня на сцену виртуозным вращением. Мое появление в этом танце всегда встречалось бурными зрительскими аплодисментами».

Репетицию в танцевальном зале проводит главный хореограф Ансамбля Елена Романовна Россе.
Фото: И.И. Гольдберг. Из фондов Музея истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы»

«При ее появлении зрители вскакивали со своих мест, потому что всем было интересно посмотреть на этот маленький розовенький шарик, который исполнял быстрые вращения. Это был просто фурор!» – так рассказывает об этом дебюте Анна Егорова, однофамилица Марины и старожил ансамбля, посвятившая ему более полувека сначала в качестве главного хормейстера, а в последние годы – преподавателя Камерного хора локтевцев.

Старейшая сотрудница Ансамбля имени Локтева Анна Егорова

В 2016 году ей на смену пришла Анна Аверьяненко, которая стала главным хормейстером ансамбля. Она пела в хоре с девяти лет, затем окончила дирижёрско-хоровой факультет училища при Консерватории им. Чайковского и продолжила образование по этой специальности в институте имени Гнесиных и вернулась к локтевцам.

«Нельзя сказать, что я вернулась, я никуда и не уходила, – говорит Анна Аверьяненко. – Когда находишься в коллективе с детства, уже не представляешь без него своей жизни: ансамбль – это родной дом, где забываешь о болезнях и невзгодах».

Начинающим педагогам помогали старшие наставники – те педагоги, у которых они учились в детстве. Анна Аверьяненко – не исключение.

Главный хормейстер Ансамбля имени Локтева Анна Аверьяненко

«Первыми моими и единственными учителями в ансамбле были Анна Алексеевна Егорова и Ольга Ивановна Митрофанова, – рассказывает Анна Аверьяненко. – Я очень благодарна им за то, что они дали мне возможность вступить в ряды локтевцев в возрасте 10 лет и подарили счастливое запоминающееся детство, стали проводниками в мир музыки и подсветили путь в профессию музыканта. Говорят, счастливые часов не наблюдают, так и мои педагоги для достижения результатов могли неустанно проводить ежедневные репетиции с различными составами, отложив всю остальную жизнь на потом. Часы репетиций всегда скрашивали беседы с Анной Алексеевной, которая была для нас кладезью воспоминаний и историй, связанных с многочисленными гастролями и поездками ансамбля. Педагоги были примером любви к ансамблю, его традициям и истории. Только спустя годы понимаешь, как сложно было удержать коллектив «на плаву» в непростые 90-е и работать за идею. Спасибо им за это и, конечно, за возможность и доверие прийти уже в ряды педагогов, чтобы набираться опыта и сформировать уже своё внутреннее понимание детского хора, как инструмента, очень живого, очень тонкого и невероятно богатого».

«Я пришла работать в ансамбль в 19 лет, и самым трудным для меня была ответственность за подготовку детей к репертуару, – вспоминает Марина Егорова. – Мне казалось, что у меня недостаточно опыта. К счастью, я работала под руководством Елены Россе, и она мне очень много помогала. Я постоянно училась у неё и у других педагогов ансамбля: Светланы Стрельцовой, Ольги Монякиной и Вячеслава Бакшеева».

Главный хореограф Ансамбля имени Локтева Марина Егорова

От судьбы не уйдешь

Педагог дополнительного образования Федор Миронов пришёл во Дворец Пионеров в Ансамбль песни и пляски имени Локтева в 1978 году в возрасте 8 лет. К тому времени он уже занимался в музыкальной школе по классу кларнета у Александра Орлова, который тесно сотрудничал с Ансамблем Локтева, Он и привел его в духовой оркестр ансамбля, где Федор провел 6 лет под руководством педагога по классу кларнета – Юрия Шаталова.

Педагог дополнительного образования Федор Миронов

А потом было много всего: и игра в военных оркестрах, и попытка поступить в военно-музыкальное училище, куда он недобрал одного балла, «проколовшись» на экзамене по физкультуре, и служба в армии, и учеба в разных вузах в поисках альтернативной профессии, о чем мы расскажем дальше… И все же от судьбы не уйдешь. В 1990 году ему поступило предложение от дирижера Игоря Фортученко поработать помощником в духовом оркестре ансамбля сначала по воскресеньям, потом – три дня в неделю (такой график устраивал Федора Миронова, пока он учился, а потом работал по новой специальности), но постепенно он перешел на полную ставку в родной коллектив и без остатка отдает свое время локтевцам.

А вот главный дирижер Ансамбля имени Локтева Александр Сафронов, в отличие от Анны Аверьяненко, Марины Егоровой и Федора Миронова, не занимался в детстве в этом коллективе, но очень быстро влился в ряды локтевцев.

«Я до этого работал в детской музыкальной школе №2 имени Дунаевского в качестве преподавателя и руководителя детского оркестра русских народных инструментов, – рассказал он в интервью «Вестям образования». – Так что маленький опыт у меня был, и потом коллектив принял меня хорошо, у меня сложились очень хорошие рабочие отношения с тогдашним главным дирижёром ансамбля Олегом Владимировичем Тарасовым, мы с ним очень быстро нашли общий язык. Понятное дело, по молодости лет ошибался, допускал какие-то промахи и ошибки. Но на ошибках учатся, без ошибок никто не работает», – говорит Александр Сафронов.

«Понятие «текучка» для нас неактуально»

Все педагоги, с которыми мне довелось поговорить, отмечали, что текучки кадров в ансамбле нет. Люди уходят только по здоровью или по возрасту.

«Обстановку создает наш художественный руководитель – человек творческий и требовательный. Он задает высокую планку, формальное отношение к работе не допускается, многие педагоги участвуют в музыкальных конкурсах, в концертах, развиваются профессионально», – рассказал Федор Миронов.

На вопрос, чем привлекает педагогов работа в ансамбле, худрук ансамбля Леонид Фрадкин, отвечает: «Атмосфера и возможность творчества. Потому что я вижу своей задачей не душить какую-то их инициативу, а дать возможность им творить. Но творить могут только свободные люди. Мы дополняем друг друга: я стараюсь научить их каким-то профессиональным навыкам, которыми сам хорошо владею, а они делятся со мной своими профессиональными секретами. Поэтому даже само понятие «текучка» для нас неактуально».

Художественный руководитель Ансамбля имени Локтева Леонид Фрадкин

Как работают новые методики?

За годы деятельности ансамбля менялся не только его репертуар, но и правила приема детей. Если раньше существовал отбор, прослушивания музыкантов и просмотр танцоров, и коллектив был небольшой, а преподаватели занимались с каждым индивидуально, то теперь статус организации дополнительного образования обязывает принимать всех желающих, записавшихся через сайт mos.ru в пределах имеющихся бюджетных мест. Отбора нет, нередко приходят дети, никогда не занимавшиеся музыкой или хореографией. Сегодня коллектив включает около 2 тысяч детей, занятия проходят в группах по 25 человек, соответственно меняются подходы к преподаванию – они становятся более гибкими. Наличие нескольких хоров и оркестров, организованных по возрастному принципу и по уровню сложности, позволяет направить ребенка туда, где ему проще всего будет адаптироваться, к чему у него есть склонности.

«Проводим собеседования с родителями, с детьми, ведь если направить ребенка туда, к чему у него нет способностей, он будет чувствовать себя неловко, у него из-за этого появятся комплексы», – поясняет Анна Аверьяненко.

«Все очень демократично: если у ребенка нет хореографических данных, он может пойти в хор. У нас очень много таких детей, которые с удовольствием занимались в хоре по 10 лет. Данные для хора и для оркестра нужны минимальные – всему научат на месте, у нас есть такие методики», – говорит Анна Егорова.

Сразу стоит оговориться: дети делятся на два состава – основной (репертуарный), принимающий участие в концертах, и второй состав, где ребята занимаются «для себя». Понятно, что у первых больше репетиций, режим занятий более интенсивный. Но это не значит, что дети из второго состава при желании не смогут дорасти до первого.

Главный дирижер Ансамбля имени Локтева Александр Сафронов

Вот как об этом рассказывает Александр Сафронов: «У нас два оркестра – младший «Пионер» и старший – концертный, и в каждом из них есть свои подгруппы. Если у ребёнка совсем начальный уровень, я могу ему предложить подучиться ещё немножко у педагога и показаться, скажем, через годик. Если какими-то минимальными навыками он обладает, я его определяю в начальную группу оркестра «Пионер» для самых маленьких. Потом он переходит в основной состав младшего оркестра, а со временем при достижении определенного уровня – в старший оркестр. Главное, чтобы ему это было интересно и посильно, только в этом случае он будет расти и развиваться в творчестве».

Не только танцуют, но и расширяют кругозор

Педагоги отмечают, что современных детей трудно увлечь: они загружены учебой больше, чем их сверстники 10 и тем более 20 лет назад, у них меньше энергии и свободного времени, но в рамках продвинутой программы ребенок может научиться играть на двух-трех инструментах, и для многих это стимул двигаться дальше. Сам Федор Миронов начинал свою музыкальную карьеру с кларнета, но для того, чтобы его приняли в военно-духовой оркестр, он научился играть на саксофоне.

На некоторые инструменты, пользующиеся особой популярностью среди детей, даже существует конкурс: у девочек – это флейта и арфа, у мальчиков – саксофон и труба. Очень востребованы балалайка и домра, потому что навык игры на этих струнных инструментах потом позволяет быстро освоить гитару.

«Я работаю уже более сорока лет в ансамбле и могу сказать, что раньше учить детей было легче: они были более внимательные, исполнительные, координированные, эмоциональные – включается в разговор Марина Егорова. -. Сейчас надо очень сильно изощряться, придумывать новые методы и способы привлечь и удержать их внимание, увлечь процессом. Гастроли и участие в конкурсах – один из таких способов. В поездках дети лучше узнают друг друга, сплачиваются, становятся единой семьёй. Некоторые остаются друзьями на всю жизнь».

Свою задачу Марина Егорова видит не только в качественном обучении своих подопечных основам хореографического искусства, не только в их физическом развитии, которое у нынешних детей отстает от нормы из-за малоподвижного образа жизни, но и в расширении их кругозора.

«Мы изучаем танцы народов мира и много рассказываем детям об истории и географии, традициях этих стран. В Болгарию мы ездили много раз в течение семи лет, когда планировали постановку болгарского танца: изучали их народные танцы, принимали участие в фольклорных программах. С 1990 по 1996 годы мы проводили все летние каникулы в США, участвовали в совместном американо-российском мюзикле по произведениям Марка Твена. Для этого перечитали с ребятами все его книги, изучили его биографию и, конечно, подтянули английский язык, на котором исполнялся мюзикл», – рассказала Марина Егорова.

«Зернышки» таланта

Кроме двух оркестров, в ансамбле 4 хора, из них два для самых маленьких, их названия «Зернышки» и «Солнышки» – говорят сами за себя. Руководит малышами опытный педагог Елена Степанова. Хор «Пионер» для младших подростков был возрожден относительно недавно, руководит им Ксения Тодоренко. И есть репертуарный хор «Юность» с довольно широким возрастным цензом от 10 до 18 лет под руководством Анны Аверьяненко. По ее мнению, каждый хор – это новая ступень в жизни, репертуаре, в концертной деятельности детей.

Спрашиваю, как распознать талант в большом самодеятельном коллективе?

«Конечно, звездочек видно сразу, а вот зачатки способностей, как зернышки, можно взращивать: дети к нам в хор приходят рано, у нас есть программы с 2,5 лет. И даже если это зернышко было маленькое, то, благодаря усилиям небезразличных педагогов, оно прорастает очень здорово, и к 8-9 годам ребенок становится артистом, которого включают в основной репертуарный состав», – рассказывает Анна Аверьяненко.

Талантливых детей педагоги стараются направить в профильные учебные заведения, по окончании которых их с удовольствием принимают такие известные коллективы, как Ансамбль Моисеева, «Березка», Большой и Мариинский театры.

Достаточно сказать, что в Ансамбле Локтева начинали свой путь балетные артисты Наталья Бессмертнова и Владимир Васильев, оперная прима Тамара Синявская.

Большим культурным событием стал большой гала-концерт в честь 80-летнего юбилея Тамары Синявской, состоявшийся 22 октября этого года. Не случайно первым номером, открывшим концерт, стал «Девичий перепляс» в исполнении Ансамбля имени Локтева. В этот коллектив Тамара Синявская попала ещё ребенком, он стал первым этапом её творческого пути.

«Я просто окунулась туда, в свое детство, я знаю этот репертуар, до сих пор помню каждое слово тех песен, которые нам дарил ансамбль и Владимир Сергеевич Локтев», – поделилась впечатлениями народная артистка СССР.

От шедевров Чайковского до «Шедевров Голливуда»

Репертуар ансамбля постоянно обновляется: наряду с номерами, поставленными более полувека назад, как например, упомянутый выше «Девичий перепляс» или «Школьная полька», появляются новые номера и проекты, приуроченные к каким-то важным событиям. Например, в прошлом году отмечали юбилей Рахманинова, и целый хоровой блок был посвящен его композициям, специальную программу готовили к 80-летию Высоцкого в 2018 году, к 800-летию столицы – сюиту о Москве. Есть интересный проект репертуарного хора ансамбля имени Локтева с итальянским режиссером Николой Джулиани.

«Проект реализуется Московским международным домом музыки и традиционно проходит дважды в концертный сезон с 2018 года в абонементе “Concerto grandioso” в Светлановском зале, – рассказала Анна Аверьяненко. – В программе русская и зарубежная классика, фрагменты из опер: «Кармен» (Бизе), «Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, а также произведения Чайковского, Мусоргского, Генделя. Но особо любима детьми программа «Шедевры Голливуда», где исполняются саундтреки к лучшим оскароносным фильмам и мультфильмам «Пираты Карибского моря», «Капитан Крюк», «Король лев», «Горбун из Нотр-Дама», «Гладиатор». Все произведения исполняются совместно и наравне с профессиональными музыкантами симфонического оркестра, смешанного хора под управлением дирижера Николы Джулиани».

Поездки за рубеж сейчас не так часты, как раньше, но особой вехой в деятельности ансамбля стали гастроли хора по 13 городам Китая в августе этого года, где выступления юных артистов принимали очень тепло, и зал провожал их стоя.

«И стать мы постараемся артистами в любой из наших будущих профессий»

Педагоги ансамбля с нетерпением ждут смену из числа тех учеников, которые решили связать свое будущее с искусством музыки и танца, продолжив образование в профильных вузах. Но таких сейчас меньше, чем раньше. Вот как это объясняет Леонид Фрадкин: «К нам продолжают возвращаться наши выпускники после получения профильного образования в области музыки и хореографии. Но поскольку мы относимся к системе дополнительного образования детей, у нас нет задачи направлять наших детей на профессиональную стезю. Главная наша цель – научить ребенка трудиться, и, если это нам удается, ребята поступают в самые престижные, самые классные вузы страны. Потом из них выходят замечательные специалисты в самых разнообразных областях. Но свою детскую привязанность к коллективу они проносят через всю жизнь».

Кстати, и некоторые педагоги ансамбля получили альтернативное образование в дополнение к музыкальному или хореографическому. Марина Егорова, окончив школу-студию при Ансамбле под руководством Игоря Моисеева, поступила в Московский Государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза и в совершенстве выучила английский язык. В зарубежных поездках она работает не только главным хореографом, но и главным переводчиком в ансамбле.

Федор Миронов после двух лет срочной службы военным музыкантом решил резко поменять свою карьеру, закончив финансово-экономический факультет в Московском Гуманитарном Университете им. Е.Р. Дашковой. Работая в коммерческих структурах, он приобрел организационные навыки и знание компьютерных программ, которые впоследствии помогли ему справиться с обязанностями завуча Ансамбля имени Локтева.

Опыт работы в полиграфическом производстве и рекламном деле тоже пригодился: до сих пор он работает над созданием буклетов и печатных изданий о родном коллективе бок о бок с дизайнерами и типографией.

И несмотря на то, что большинство его нынешних учеников не связывают свою карьеру с музыкой, он убежден, что трудится не зря.

«Благодаря музыке, человек развивается гармонично, успешнее социализируется в обществе и лучше востребован в жизни. Музыкальное образование формирует умение трудиться, правильно распределять свое время, взаимодействовать с людьми, проявлять себя в разных профессиях», – отмечает Федор Миронов.

«Локтевцы в любой профессии находят творческое начало», – говорит Марина Егорова. Провожая выпускников, она цитирует слова одной из песен, исполняемых ансамблем: «И стать мы постараемся артистами в любой из наших будущих профессий».

Марина Егорова провожает своих выпускников

Проводы выпускников, вручение им дипломов – одна из добрых традицией ансамбля. И это не просто дежурная церемония, а повод для встреч разных поколений и даже семейных династий локтевцев: бабушек, дедушек, их детей и внуков, которых они сами привели в ансамбль. В этот день в зале Дворца пионеров на Воробьевых горах собираются выпускники разных лет, и чем старше, тем задорнее они исполняют песни и танцы своего детства, вживаясь в давно знакомые образы.

26 ноября в Московском международном доме музыки состоится очередной концерт Ансамбля песни и танца имени Локтева. Зрителей ждут новые номера, подготовленные к этому дню. Желаем творческих успехов юным артистам и их педагогам!

Интервью с художественным руководителем Ансамбля им. Локтева читайте здесь.

Фотографии предоставлены пресс-службой ГБОУ «Воробьевы горы»


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube