Культура // Интервью

Анна Егорова: «У нас один девиз – дарить радость людям»


Анна Егорова: «У нас один девиз – дарить радость людям»
Концерт, приуроченный к 85-летию Ансамбля им. С.В. Локтева, Государственный кремлёвский дворец. Фото: Станислав Кравченко, пресс-служба ГБПОУ «Воробьевы горы»

Как все начиналось

Ансамбль песни и пляски им. В.С. Локтева не случайно называют уникальным: это был первый детский творческий коллектив, объединивший хор, оркестр и хореографические группы. Впоследствии в СССР было создано более четырехсот подобных коллективов. В апреле этого года ансамбль отметил 85 лет с момента своего создания.

Датой его рождения принято считать 1937 год, когда газета «Пионерская правда» опубликовала сообщение: «При Московском доме пионеров организуется ансамбль пионерской песни и пляски.

Над ансамблем принял шефство профессор-орденоносец А.В. Александров. В ансамбль принимаются пионеры и школьники (не старше 16 лет) – лучшие музыканты, певцы и танцоры самодеятельных художественных кружков. В группы девочек прием уже закончен. Сейчас продолжен прием мальчиков». В 1938 году коллектив ансамбля возглавил Владислав Геннадьевич Соколов, в те годы организатор и художественный руководитель детского хора при Институте художественного воспитания, впоследствии народный артист СССР, профессор Московской консерватории.

Но с началом Великой Отечественной войны детский творческий коллектив был вынужден прервать свою работу, и Владимиру Локтеву пришлось собирать новый состав буквально с чистого листа. Он, студент 5-го курса музыкально-педагогического факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, стал руководителем ансамбля и сформировал коллектив в том виде, в котором мы его знаем и любим.

Выступление В.С. Локтева. Концерт Ансамбля песни и пляски.
Концертный зал. 1960-е гг.
Фото: И.И. Гольдберг. Из фондов Музея истории детского движения
ГБПОУ «Воробьевы горы»

Поначалу в хоре было только 37 школьников, которых нужно было обучить, обеспечить питанием и новым репертуаром. Но уже зимой 1942 года состоялось первое выступление ансамбля, и не где-нибудь, а в действующей армии под Смоленском на Калининском фронте. Ребята давали концерты для раненых бойцов в госпиталях, для рабочих на заводах, их голоса часто звучали по радио в прямом эфире, и сколько раз их выступления прерывались сигналами воздушной тревоги! Время шло, популярность ансамбля росла, лучшие композиторы и поэты писали для него песни. В 1962 году на Ленинских горах открылся новый Московский городской Дворец пионеров и школьников. Сюда переехали и локтевцы. Но в 1968 году Владимир Сергеевич ушел из жизни, постановлением Совета министров РСФСР 5 февраля 1969 года ансамблю было присвоено имя В.С. Локтева.

Эстафету принял Алексей Сергеевич Ильин, работавший в коллективе с 1945 года. Последние 10 лет ансамбль возглавляет заслуженный работник культуры РФ Леонид Фрадкин, награжденный медалью «За бескорыстие и заботу о детях» в честь 85-летия ансамбля.

Концерт, приуроченный к 85-летию Ансамбля им. С.В. Локтева,
Государственный кремлёвский дворец.
Фото: Станислав Кравченко, пресс-служба ГБПОУ «Воробьевы горы»

За эти годы репертуар легендарного коллектива пополнился песнями и танцами разных народов мира, музыкальными произведениями русских, советских и зарубежных композиторов.

Ансамбль славится не только разнообразным репертуаром, но и своими педагогами, которые трудятся здесь десятки лет.

Анна Алексеевна Егорова – одна из таких энтузиастов, которая пришла сюда более полувека назад. До 2016 года она работала главным хормейстером звездного коллектива, в настоящее время, несмотря на преклонный возраст, хормейстер Камерного хора ансамбля. Вместе со своими воспитанниками она побывала на гастролях в самых разных уголках Советского Союза и за рубежом. Своими воспоминаниями о самых ярких страницах из жизни локтевцев и секретах их успеха Анна Егорова делится с читателями «Вестей образования».

Уроки созидания

– Анна Алексеевна, вы были лично знакомы с Владимиром Локтевым. Каким он остался в вашей памяти?

– Я работаю в ансамбле с 1970 года, то есть больше полувека. Вся моя сознательная жизнь прошла в ансамбле, который, безусловно, я очень люблю и работаю до сих пор, сейчас, конечно, значительно меньше, чем раньше. Я хочу сказать, что мы все, все наши педагоги, которые работают в ансамбле, очень его любим, потому что это такой уникальный коллектив детей и педагогов, который подарил нам Владимир Сергеевич Локтев. Именно ему принадлежит идея объединить хор, оркестр и хореографию, поскольку все эти виды искусства несут не только эстетическую, но и патриотическую нагрузку. Убеждена, что любовь к Родине и к людям начинается с малого – с любви к своему коллективу, к делу, которым ты занимаешься. Девиз Владимира Сергеевича – сделать жизнь прекрасной и вдохновить на созидание. Вокруг Владимира Сергеевича Локтева всегда было огромное количество радостных и счастливых людей, хотя вы прекрасно понимаете, как это было трудно во время войны, когда создавался ансамбль.

– Как вы пришли в этот коллектив?

– После окончания хорового отделения педагогического института я работала в школе учителем пения. И так получилось, что в моём классе училась дочка Владимира Сергеевича Локтева. И через некоторое время он меня пригласил работать в ансамбль. Но я сказала: «Я очень счастлива, тронута таким вниманием и предложением, но я очень люблю свою школу и не могу оставить её». И при его жизни я не работала в ансамбле. А когда Владимира Сергеевича не стало, руководителем стал Алексей Сергеевич Ильин, и он по рекомендации семьи Локтевых нашёл меня и попросил меня работать в ансамбле. И тогда я уже приняла это решение с огромным удовольствием, и с 1970 года я работала сначала в младших группах ансамбля, 10 лет вела хор пионеров «Колокольчик» (это подготовительные хоровые подразделения), а с 1980 года меня назначили главным хормейстером. И до 2016 года, 36 лет, я была главным хормейстером ансамбля имени Локтева. Когда ты делаешь что-то с удовольствием, это нельзя считать трудом, это праздник жизни, и ты ждёшь с нетерпением следующего дня. Потому что это работа, которая наполнена фантастическим общением с детьми, фантастической идеей существования нашего коллектива. Дети, которые приходят заниматься в ансамбль Локтева, отличаются от обычных. Не потому, что они очень талантливые. У них другая жизненная позиция, у них особая гражданская позиция. Они по-другому ощущают мир. Конечно, мы это делаем вместе, но у нас такой творческий альянс между педагогами и детьми. Мы все работаем в одном направлении, и у нас один девиз – дарить радость людям. И этот эмоциональный заряд, который Владимир Сергеевич Локтев подарил нам в наследие, вдохновляет нас до сих пор. Поэтому мы очень чтим эту эмоциональную составляющую нашего коллектива, и у нас есть специальные уроки, которые мы посвящаем истории нашего коллектива.

Мы все – и взрослые, и педагоги, и дети, и даже родители детей – мы все локтевцы и с гордостью несём это имя. Ансамбль – это французское слово, в переводе на русский язык оно означает «вместе»: мы вместе танцуем, поём. Но, конечно, мы никогда не забываем произведения Владимира Сергеевича Локтева, они всегда есть в нашем репертуаре. Алексей Сергеевич Ильин, который пришел ему на смену, сохранил и приумножил наши традиции. После его ухода было трудное время для коллектива, когда руководители менялись, а последние 10 лет наш ансамбль возглавляет Леонид Михайлович Фрадкин, который прилагает все усилия, чтобы сохранить радость совместного творчества.

Занятие у Анны Алексеевны Егоровой. Хор «Колокольчик».
У рояля Наталья Леонидовна Михалёва. 1972–1973 годы.
Фото: Музей истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы»

О праздниках и буднях

– Понятно, что выступление на сцене – это праздник, цветы, аплодисменты. Но, вероятно, за этим успехом стоит большой труд?

– Когда зрители видят искромётный фантастический вихрь на сцене, когда окружающие думают: как это всё легко, как им это всё удаётся, как это прекрасно, они даже не представляют, какой огромный труд педагогов и детей за этим стоит. Мы проводим очень тщательную, последовательную подготовку всех детишек, которые приходят к нам в младшем возрасте. Они очень рано становятся серьёзными, «взрослыми», которые несут колоссальную ответственность именно в этом последовательном тяжком труде: упражнения у балетного станка, заучивание гамм и аккордов, требовательность к себе. Например, подготовка в хоре ведется в несколько этапов: «Зернышко» для самых маленьких, затем «Звездочка», «Колокольчик», «Пионер» и взрослый хор со сложным репертуаром. Основная черта наших детей и педагогов заключается в том, что мы тратим за занятия столько времени, сколько необходимо. С одной стороны, это нагрузки, с другой стороны – это труд, приносящий радость и вдохновение. Это не работа из-под палки. Поэтому главная задача педагогов – вдохновить своих учеников на творческое созидание, на эмоциональный альянс со зрителем. В ответ мы получаем от них аплодисменты и цветы. Незабываемые воспоминания оставили выступления на Северном морском флоте, когда нас долго не хотели отпускать, а в финале преподнесли цветы из тундры, которые доставили на вертолете. А в одном из подмосковных совхозов нам подарили вместо цветов большую корзину с фруктами. За свою долгую историю наш ансамбль песни был удостоен множества почетных званий и престижных наград. Но больше всего локтевцы гордятся тем, что в созвездии Лира есть маленькая звезда, которая называется Ансамбль имени Локтева. Этот подарок преподнесли детям и педагогам космонавты Звездного городка, где часто выступали юные артисты.

– Особая страница деятельности вашего коллектива – зарубежные гастроли, с которыми ваш коллектив посетил множество стран и континентов. Как вас принимали и что запомнилось больше всего?

– Cамое яркое впечатление от всех наших гастролей заключается в том, что, когда мы показываем свое искусство, то у зрителей возникает ощущение чуда и чувство единения.

Мы выступали в Японии несколько лет назад, и в тот год, когда там было землетрясение, мы давали концерты на фоне разрушенных кварталов Осаки, Киото и других городов. Мы даже участвовали в волонтерских программах – готовили еду для местных жителей. Но, конечно, это была скорее эмоциональная помощь. Люди плакали, когда мы исполняли песни на японском языке. Наш репертуар постоянно пополняется благодаря нашим путешествиям: так у нас накопился «багаж» из японских, французских, немецких песен, есть даже произведения на хинди и на мадагаскарском языках.

Гастроли в Японии, 2003 год.
Фото из личного архива А.А. Егоровой

– По каким критериям происходит отбор в ваш коллектив?

– 50 лет назад коллектив был гораздо меньше, поэтому и конкурс был больше, а сейчас в нашем ансамбле больше 1000 детей – музыкантов, певцов, танцоров. Практически в нашем ансамбле может заниматься любой ребенок, у которого есть желание. Все очень демократично: если нет хореографических данных, он может пойти в хор. У нас очень много таких детей, которые с удовольствием занимались в хоре по 10 лет. Данные для хора и для оркестра нужны минимальные – всему научат на месте, у нас есть такие методики. В хореографии по-другому: и способности требуются, и здоровье, и выносливость. Вообще, мы очень следим за здоровьем детей, ведь без серьезных занятий нельзя выучить тот репертуар, который исполняет ансамбль – а это более ста произведений. Спеть, например, увеличенное трезвучие без определённой подготовки невозможно, требуются многочисленные упражнения, иначе получим фальшивые ноты, и праздника не произойдет. Так же и в хореографии. Я восхищаюсь детьми, которые делают плие (приседание). Маленький ребёнок держится за станок, он стоит во второй позиции, у него должна быть прямая спина, он должен присесть, а потом медленно подняться на 12 тактов. Это движение взято из школы Игоря Моисеева, гениальность которого заключается в том, что он сумел соединить классическое балетное образование с народной культурой не только народов нашей страны, но и народов мира. Не случайно плие, о котором я только что говорила, еще называют моисеевским. И, возвращаясь к теме нагрузок, хочу подчеркнуть, что, если есть школа, дающая набор определенных навыков, то нагрузки не опасны. Это кусочки паззла, которые потом соединяются в общую картину. Да, это очень нудная и по большому счёту очень кропотливая работа. Но она всё-таки окрашена праздником будущего участия в таком масштабном мероприятии, которым является наш концерт.

Концерт, приуроченный к 85-летию Ансамбля им. С.В. Локтева,
Государственный кремлёвский дворец.
Фото: Станислав Кравченко, пресс-служба ГБПОУ «Воробьевы горы»

О звездных судьбах и семейных династиях

– У мальчиков в подростковом возрасте происходит мутация голоса, и мы знаем связанные с этим драматические истории (яркий пример – Робертино Лоретти). Удается ли их сохранить в ансамбле?

– Мы постепенно готовим их к игре на музыкальных инструментах – или в классе духовых, или струнных. К сожалению, не у всех получается совершить такой плавный переход: мутация произошла, а инструмент не подобрали. Кто-то уходит насовсем, кто-то возвращается через какое-то время, потому что скучает по коллективу.

– В числе ваших выпускников много знаменитостей – Владимир Васильев, Наталья Бессмертнова, Тамара Синявская и другие деятели искусства. Как удается разглядеть талант в большом коллективе и как складываются судьбы ваших выпускников?

– Наш ансамбль – это самодеятельный коллектив, но, если появляется очень яркая индивидуальность, мы прилагаем все усилия, чтобы эти способности развивались, чтобы при желании такие дети получили хороший профессиональный старт. Каждые четыре года из хореографии уходит достаточно приличное количество детей в танцевальные школы-студии, выпускники хора и оркестра поступают в музыкальные училища при консерватории им. Чайковского, или в Российскую академию музыки имени Гнесиных, Музыкально-педагогический институт имени Ипполитова-Иванова.

И, конечно, преподаватели этих профессиональных учебных заведений очень любят наших детей, потому что они принимают в свои ряды людей, которые уже познали сцену, умеют трудиться, обладают силой воли. Проводы выпускников для нас всегда и слезы, и радость. Радуемся тому, что они выходят во взрослую жизнь, плачем, потому что приходится расставаться с теми, с кем мы прошли путь совместного труда, отдыха, поездок, впечатлений. Не случайно в ансамбле зарождается дружба, которая объединяет разные поколения, порой разделенные десятилетиями. Но возрастные различия стираются, и поколения смешиваются между собой, создавая единое целое – локтевцы. И не случайно наши выпускники, получив профессиональное образование, отработав какое-то время в ансамблях имени Моисеева или в «Березке», возвращаются к нам в качестве преподавателей. У нас складывается очень много семейных династий: пели в хоре мама, папа, бабушка, а теперь приводят внуков и даже правнуков. Более того – возникают семейные пары: например, мальчик танцевал, а девочка пела в хоре, а когда у них подрастают дети, они приводят их в ансамбль. Есть бабушки, которые приводят в ансамбль сразу несколько внуков: кого в хореографию. кого в оркестр… Родители нам очень помогают – они просто влюблены в наш ансамбль. В этом заслуга и педагогов, и руководителя коллектива, которые создают доброжелательную атмосферу.

– Вы сказали, что многие дети – участники ансамбля – впоследствии работают у вас педагогами. Расскажите, пожалуйста, об этих людях.

– Как бы мы ни были влюблены в свою профессию, одного эмоционального настроя недостаточно – в определенном возрасте нам всем требуется молодая смена. В 2016 году мне на смену пришла Анна Владимировна Аверьяненко, которая стала главным хормейстером ансамбля. Она пела в хоре с девяти лет, затем окончила дирижёрско-хоровой факультет училища при консерватории им. Чайковского и продолжила образование по этой специальности в институте имени Гнесиных, там же прошла обучение на дирижёрско-хоровом отделении и вернулась к нам.

Концерт в честь 85-летия ансамбля.
Анна Владимировна Аверьяненко (справа).
Фото: Станислав Кравченко, пресс-служба ГБПОУ «Воробьевы горы»

Моя однофамилица Марина Игоревна Егорова – тоже наша бывшая воспитанница – сегодня главный балетмейстер ансамбля. Помню, как шестилетней крохой она выкатывалась на сцену консерватории имени Чайковского в розовом платьице в номере «К нам пришёл вожатый». При ее появлении зрители вскакивали со своих мест, потому что всем было интересно посмотреть на этот маленький розовенький шарик, который исполнял фуэте. Это был просто фурор. И вот эта маленькая девочка подросла, потом поступила в школу-студию Игоря Моисеева, танцевала в Ансамбле Александрова, а в 20 лет пришла работать в Ансамбль имени Локтева уже как педагог.

Денис Берко – наш бывший выпускник – сейчас трудится балетмейстером- постановщиком. Помню, как в 1986 году на гастролях в Польше мы его чуть не потеряли – как выяснилось, он заснул в автобусе на закрытой стоянке, и мне пришлось перелезать через забор, чтобы забрать его оттуда. После выпуска из ансамбля он поступил в школу-студию при ансамбле имени Моисеева, несколько лет работал в Riverdance в Ирландии, затем вернулся в Россию, к «локтевцам».

Марина Егорова пришла в ансамбль в шесть лет и по сей день работает у нас, Денис Берко тоже работает более 20 лет, оба они уже немолодые люди, но для меня они все равно дети. А вот Светлана Сергеевна Морозова, которая руководит нашим концертным процессом, тоже наша воспитанница, она пела у меня в хоре. Руководитель Камерного хора, в котором я сейчас работаю, Татьяна Владимировна Матулова, тоже пела в нашем хоре много лет. После выпуска получила два профессиональных образования по классу фортепиано, затем выучилась на хормейстера в Институте культуры и сейчас готовится защитить диссертацию по этой специальности. Для меня она остается моей ученицей. У нее двое детей, и она прекрасно совмещает своё материнство с любимой работой, которая требует полной отдачи.

Дворец пионеров, хореографический класс,
молодой педагог М.И. Егорова, 1983 год.
Фото из личного архива
М.И. Егоровой

О традициях и обновлении

– В вашем репертуаре много произведений русской и советской классики. Сохранять традиции важно, но необходимо и обновлять репертуар ансамбля. Какие новые номера появились в последние годы?

– Это очень интересный и очень актуальный вопрос. Потому что, конечно, ансамбль не может жить только прошлым, и даже настоящим, сегодняшним. Конечно, мы смотрим всё время в будущее. А будущее – это новые, современные композиторы, это новые идеи, которые часто возникают спонтанно. Иногда надо принять участие в каком-то фестивале, не совсем связанным с нашим классическим репертуаром. Или приурочить выступление к какой-то дате. Например, к 80-летнему юбилею Высоцкого мы подготовили специальную программу. Или сюиту о Москве – к 800-летию столицы. Это творческий процесс.

Безусловно, что-то меняется, а что-то остается. Например, танец «Школьная полька» был поставлен в 1952 году, но он и сегодня актуален.

Номер «Детство – это мы» существует уже полвека. Как бы мы ни хотели заменить эти номера, люди хотят видеть именно их. Или хоровая сюита из произведений Локтева. Появилась новая песня «Детство навсегда», написанная на слова нашей выпускницы и связанная с нынешней жизнью нашего ансамбля. Практически все номера отрабатываются и ставятся на долгий срок, проходных, случайных очень мало. Изначально репертуар задумывался Локтевым и его последователями на века – отбирались только те произведения, которые несут определенную информацию, прошли тщательный отбор и проверку временем – будь то музыка русских и зарубежных композиторов, народные песни. В основе репертуара – воспитание на лучших образцах. Вопреки стереотипам, современные дети очень любят классику и вообще хорошую музыку, поэзию, и любят учиться новому.

Наш ансамбль можно назвать одним емким словом – семья. Потому что у нас очень бережное отношение взрослых к малышам, ансамбль – наш дом, и мы стараемся держать его в чистоте и порядке, потому что сюда всегда хочется прийти и остаться надолго. Спасибо Леониду Михайловичу Фрадкину, что он сохраняет традиции. Руководители меняются, а традиции остаются – они оказались настолько жизнеспособными, что никакие житейские и политические бури их не разрушили. Мы все локтевцы – дети, родители, друзья и все, кто влюблен в наш ансамбль. А таких людей очень много. Пока любовь к ансамблю существует, он будет жить. Но это и большая ответственность. Мы не можем сегодня сделать хуже, чем вчера, и мы не можем сделать просто хорошо, мы должны сделать еще лучше. Мы должны расти, накапливать наши умения и достижения, чтобы оставаться в общественной жизни страны. Это наша задача, наш ориентир.

Художественный руководитель Ансамбля песни
и пляски имени В.С. Локтева Леонид Михайлович Фрадкин.
2022 год. Фото Станислава Кравченко.
Пресс-служба ГБПОУ «Воробьевы горы»

Леонид Фрадкин, художественный руководитель Ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева:

– В нашем коллективе находятся очень большие труженики, причем как в педагогическом составе, так и среди ребят. У нас нет задачи готовить великих профессионалов для мира искусства. Мы готовим молодых людей, которые учатся радоваться жизни, трудиться, дружить и получать огромное удовольствие от того, чем они занимаются.

Главное – «локтевское братство» позволяет детям потом всю жизнь общаться. И для меня это важнее, чем то, станет ли кто-то из них музыкантом или артистом.

Это выбор каждого ребенка. Его путь. Его способности и желания. Одно могу сказать – мы гордимся всеми нашими ребятами и ценим каждого из них.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube