В России растет популярность языка Поднебесной не только в школах, но уже и детских садах, куда тоже пришла мода на язык и культуру Китая. Как заинтересовать дошколят иероглифами и загадочным Востоком – поделилась старший воспитатель московской школы № 1354 «Вектор» Ольга Романова.
Китайский в детском саду школы «Вектор» преподавать начали в самой младшей группе. Правильный педагогический подход и методика сделали свое дело – трехлетки, которые только начинали говорить на родном языке, восприняли и сложную китайскую лексику. Из 214 ключей-иероглифов, на основании которых, собственно говоря, и пишутся все остальные, дети за три года изучения китайского выучили более 20, а в подготовительной группе их словарный запас дойдет до 50 иероглифов. Кроме того, эти ребята уже умеют считать по-китайски, составляют и произносят простые предложения.
А самое главное – им интересна культура и язык Поднебесной.
Итак, пять лайфхаков – как дошкольников учат китайскому языку:
Музыка и подвижные игры
Занятия с трехлетними детьми начинаются с музыки. Важно подобрать мелодичные и ритмичные китайские песни, под которые дети будут двигаться, танцевать и повторять слова, такие, как «здравствуйте» (нихао) и «до свидания» (цайдин).
Здороваться и знакомиться учит и любимая детьми игра «путешествие в Китай», когда все надевают китайские головные уборы доули, встают друг за другом и вслед за персонажем из китайского мультфильма напевают слова песни.
Подручные материалы
Так как писать 34-летки еще не умеют, можно предложить им выкладывать иероглифы, такие, как «солнце» 日 и «месяц» 月, из подручных материалов – шнурков, ленточек, любых мелких предметов. Также воспитатель может познакомить детей с простыми иероглифами: показать «большой» 大 и «маленький» 小., чтобы дети без слов, а с помощью рук и ног, их изобразили.
В игровой форме можно изучать и счет на китайском. Воспитатель рассказывает детям, что сосна в Китае особенно почитается, а они выкладывают китайские цифры сосновыми шишками.
Интонируем на карточках
К изучению тонов – интонированию, которое в китайском языке несет важную нагрузку, педагог советует приступать лишь на третий год изучения китайского, то есть, с пяти-шестилетними детьми. Более маленьким будет сложно объяснить специфику. Понадобятся четыре карточки с картинками. Скажем, самолет, скалолаз, качели, крутая горка. Воспитатель произносит звук, а дети ищут карточку, соответствующую тону.
Интерактивные тетради
Детям 5-6 лет можно предложить делать задания в интерактивных тетрадях:
- под картинками, где изображены дом, два шара, три елки, подписать иероглиф, соответствующий количеству изображенных предметов.
- на странице, сложенной гармошкой, написать цифры, чередуя русские и китайские.
Дети с увлечением играют в игру, похожую на «Мемори», карточки для которой они рисуют сами: на одной иероглиф, на другой – понятие. Карточки перемешиваются и к каждому иероглифу необходимо подобрать пару.
Для детей постарше можно усложнить задание – найти сочетания иероглифов.
Например, «огурец» состоит из двух иероглифов: «желтый» и «дыня».
Животные – помощники педагога
Особая роль в китайской культуре отводится животным. Это и любимые панды, и, конечно, четыре священных существа – дракон, феникс, тигр и черепаха. А также – 12 символов из китайского календаря: Крыса, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья.
С помощью этих представителей фауны, среди которых есть и мифические, дети с удовольствием знакомятся с философией Поднебесной, а простор для педагога, который погружает малышей в незнакомую им культуру, необычайно широк.
Так, если начать изучать китайский в детсадовском возрасте, а в школе продолжить знакомиться с языком Поднебесной, то во взрослом возрасте есть шанс стать более востребованными специалистами.