Качество образования // Статья

От проекта – к профессии

Как подросткам помогают выбрать свое призвание.

От проекта – к профессии
Фото Александра Козлова

С 5 по 7 сентября в Ярославле прошел Всероссийский форум профориентации «Проектория». В нем приняли участие более 5 тысяч школьников и педагогов из 85 регионов страны, из них 400 школьников и 100 педагогов были приглашены на очную программу, которая включала более 30 мероприятий: профориентационные лекции, практикумы, мотивационные дискуссии, игры и многое другое. Важный итог мероприятия – презентация школьниками своих проектов, лучшие из которых получают гранты Росмолодежи.

Найти свой путь и начать действовать

По мнению заместителя министра просвещения РФ Дениса Грибова, цель профориентации – найти любимое дело по душе.

«Очень важно, чтобы тот человек, который имеет способности к спорту, шел в спортивную профессию. Тот, кто любит заниматься инженерными разработками, химией или биологией, шел дальше по профилю, и так далее. Очень важно, чтобы на раннем этапе такое понимание возникло у каждого ребенка, и большая государственная программа, которая сегодня реализуется по части комплексной профессиональной ориентации, позволяет каждому из вас найти свой путь, выстроить траекторию обучения и получения будущей профессии, которая будет вами любима. Ведь нет ничего тяжелее, чем работать на работе, которая не всегда нравится», – подчеркнул Денис Грибов в своем выступлении на открытии форума.

Генеральный директор АНО «Большая перемена» Наталия Мандрова призвала ребят «не ждать заветного времени, когда вам исполнится 18 лет», а начинать действовать уже сейчас.

«Если у вас есть замысел, команда и проект, запускайте его и работайте. Самое главное – то, что несмотря на школьный возраст, вы уже сейчас берете на себя ответственность за то дело, которым горите, не боитесь и действуете. Количество возможностей огромное, оно безгранично: требуется только ваше желание и инициатива».

Дискуссии, тренинги, мастер-классы вели эксперты – представители вузов и предприятий – партнеров «Проектории».

Они рассказали ребятам о том, как ставить цели и достигать их, как управлять своим временем и создавать эффективные команды для реализации своих проектов, как запускать стартапы и какие навыки потребуются специалистам в XXI веке.

Одним из важнейших навыков является креативность.

Креатив – это не только творчество, а умение создавать новое

Промышленный дизайнер и директор центра прототипирования высокой сложности НИТУ МИСиС «Кинетика» Владимир Пирожков убежден, что единственное преимущество человека перед искусственным интеллектом – «это быть очень креативными, потому что роботы этого не умеют делать».

Креативные индустрии ассоциируются с искусством и творчеством, однако Пирожков подчеркнул, что это понятие гораздо шире: «Креатив – это решение проблем путем нахождения новых способов, которых раньше не было. Ключевое слово –“новых”: если вы взяли старое и улучшили его, это называется модернизацией. Дизайн – это не только про разные цвета или шторы, а про конструкцию. История про то, как построить новое – что-то, чего не было раньше».

Программный директор АНО «Информационный центр атомной отрасли» (ГК «Росатом») Максим Гревцев проводил мастер-класс по развитию креативности.

«Мой главный посыл заключается в том, что креативность – это не что-то врождённое, а качество, которое нужно развивать, – пояснил он в интервью “Вестям образования”. – Для этого нужно выполнять определённые задания и время от времени фокусироваться на успехах других людей, чтобы увидеть иной подход к решению той или иной задачи. В данном случае в рамках воркшопа у меня были очень простые задания, которые связаны с рисованием либо придумыванием каких-то слов, но в действительности на этом месте может оказаться любая другая задача, проект, и подход не изменится».

Максиму Гревцеву понравилось, как работали ребята, по его мнению, они «очень заряжены и нацелены на результат, активно задают вопросы, не стесняются высказывать свою позицию, они активно берут микрофон, и это очень здорово и яркое отличие от многих других площадок».

Он считает, что такие форумы, как «Проектория», позволяют объединить подростков из разных регионов и «показать, насколько огромна страна, насколько по-разному могут мыслить люди, и нужно уметь слушать их позицию, уметь высказывать свою точку зрения, находить какой-то консенсус в диалоге».

«Большая наука – услышать друг друга»

Именно об искусстве слушать друг друга и эффективно взаимодействовать в команде рассказал на своем тренинге бизнес-тренер, преподаватель РАНХиГС Павел Солдаткин.

Школьники задавали много вопросов: что делать, если в команде появился выскочка, претендующий на роль лидера, или как строить деловые отношения с людьми, которые тебе неприятны?

Смириться или не реагировать остро или находить сильные стороны в партнере? Павел Солдаткин предложил третий вариант как наиболее конструктивный.

По его мнению, скромные лидеры – самые сильные. Они умеют взять ответственность на себя и уважают позицию других людей.

Навыки командной работы и умение защищать свои проекты ребята продемонстрировали на кейс-чемпионате, проходившем в рамках форума. Идеи были самые разные – от лабораторной установки замедленного коксования до профориентационных автобусов, оснащенных мастер-классами и специальным оборудованием для профессиональных проб. Автобусы будут курсировать по малым городам и селам, чтобы помочь подросткам из глубинки самоопределиться и выбрать дело по душе.

Не лирики, а физики

Участники дискуссий, проходивших на форуме, с тревогой говорили о том, что большинство школьников нацелены на гуманитарную сферу деятельности, что ЕГЭ по обществознанию сдают в четыре раза чаще, чем по математике, физике и естественно-научным дисциплинам, что надо ориентировать подростков на технологические специальности, которые будут востребованы в ближайшее время.

Партнеры «Проектории» организовали на форуме профориентационные площадки для юных участников, и, по моим наблюдениям, они никогда не пустовали.

На площадке Росатома – ведущего партнера «Проектории» всегда собиралось много ребят, которые знакомились с экспонатами выставки и пробовали себя в роли конструктора АЭС с помощью интерактивной игры.

Здесь был представлен профориентационный стенд «Я – Росатом», позволяющий познакомиться с атомной отраслью и узнать, как начать строить свою карьеру уже сейчас. На стенде участникам предлагалось пройти через профориентационное тестирование, по итогам которого подросток получал рекомендации, в каких опорных вузах Росатома лучше пройти обучение, причем учитывался даже набор экзаменов ЕГЭ, которые ребята планируют сдавать. После у ребят была возможность зарегистрироваться на карьерном портале «Росатома», который позволит познакомиться с актуальными вакансиями, стажировками, практиками и проектами, предлагаемыми не только предприятиями, но и вузами отрасли.

Большой интерес вызвала и площадка крупной фармацевтической компании «Р-Фарм». Вот что рассказал сотрудник отдела подготовки кадров этой организации Егор Демьянчик: «Одна из задач нашего отдела, которая была заложена еще на этапе его создания – это профориентация и популяризация предметов “Химия” и “Биология” и профессии фармацевтической индустрии. Мы рассказываем здесь ребятам, где можно получить образование фармацевтической направленности. Провели мастер-класс по наполнению желатиновых капсул порошком с помощью ручного лабораторного капсулятора, который позволяет продемонстрировать ребятам технологию, применяемую на реальных производственных мощностях. Кроме того, мы привезли с собой сюда разработанные нами программы обучения с помощью виртуальной реальности для тех, кто хочет у нас работать».

По словам Егора Демьянчика, интерес у ребят к профессиям, связанным с фармацевтикой и биотехнологиями, однозначно есть.

«Мы много встречаем здесь тех, кто собирается сдавать ЕГЭ по химии, биологии и поступать в вузы фармацевтической, медицинской, технологической, химико-технологической направленности. И мы, конечно, беседуем со всеми абсолютно, в том числе и с теми, кто собирается выбрать другую профессию, потому что считаем: задача профориентации состоит в том, чтобы каждый ребёнок узнал как можно больше о каждой профессии. Со своей стороны мы делаем всё возможное, чтобы они хорошо поняли, чем занимаемся мы и какую профессию можно получить, чтобы заниматься этим вместе с нами», – отметил Егор.

«Р-Фарм» – крупная компания, которая занимается производством, разработкой и дистрибуцией лекарственных препаратов. Ее филиалы и представительства есть и в России, и за рубежом.

Поскольку компания работает по стандартам GMP, ей требуются хорошо подготовленные, высококвалифицированные кадры.

Не случайно компания сотрудничает с ведущими профильными вузами: с химико-фармацевтическим университетом в Санкт-Петербурге, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МИРЭА и другими.

«Фармацевтическая индустрия – это очень перспективное для ребят направление, где открывается огромный выбор возможностей для их самореализации. Потому что любое фармацевтическое производство – это мощный комплекс, на котором работает огромное количество абсолютно разноплановых сотрудников: и аналитики, и технологи, и инженеры по водоподготовке, инженеры по вентиляции – то есть широкий спектр специалистов», – подчеркнул Егор Демьянчик.

Ростислав и его команда

Особенность «Проектории» этого года заключается в том, что в форуме впервые приняли участие ребята, уже имеющие успешный опыт по реализации своих проектов и теперь ставшие кураторами конкурса по каждому из 15 его направлений – от «Искусства и творчества», «Экологии», «Урбанистики» до «Образовательных технологий» и «Здорового образа жизни».

Ростислав Савельев из Стерлитамака (Республика Башкортостан) – один из них, он курирует волонтерское направление, помогая новичкам дорабатывать их проекты.

В этом году Ростислав окончил школу и поступил в Финансовый университет при правительстве РФ на юридический факультет. Говорит, что хочет стать адвокатом, но допускает, что за четыре года учебы его планы на дальнейшую специализацию могут измениться.

С 2018 года, еще будучи школьником, он начал заниматься волонтерской деятельностью – посещал ветеранов и детей-сирот, выступая перед ними с концертами и спектаклями.

«У нас в городском Дворце пионеров есть музей Аркадия Гайдара.

Как говорила наш руководитель, сейчас новые слова – волонтёры, добровольцы, а раньше это были тимуровцы, пионеры.

И как раз у нас развивалось это движение, и нас называли тимуровцами», – рассказал Ростислав.

В прошлом году Ростислав вместе с командой единомышленников начали реализацию проекта «Рыцари Золотого пера». Одноименный конкурс юных поэтов, прозаиков и журналистов проводится с 2005 года в городе Стерлитамак. Школьники и студенты презентуют свои творческие работы в номинациях «проза», «поэзия», «литературоведение», «литературное краеведение», «художественное слово».

Ростислав и его команда организовали 11 творческих встреч и мастер-классов с местными поэтами и писателями, на которых школьники и студенты перенимали опыт у мастеров. С прошлого года конкурс стал открытым, в нём приняли участие около 500 школьников и студентов Республики Башкортостан и других регионов. Проект получил грантовую поддержку благодаря тому, что Ростислав стал призёром международной премии #МыВместе в номинации «Культурное наследие».

В ближайшее время Ростислав со своей командой планирует реализовать проект по развитию функциональной, финансовой грамотности и креативного мышления.

«Мы хотим это всё объединить и сделать проект для школьников», – рассказал Ростислав.

По его словам, участие в «Проектории», в «Большой перемене» и других конкурсах обогатило его не только новыми знаниями, но и социальным опытом, и знакомством с интересными людьми.

Живая история

Диана Галстян – студентка первого курса юрфака МГУ, куратор направления «Историческая память», двукратный победитель Всероссийского конкурса «Большая перемена» и автор проекта «Истина Прошлого», который реализуется с мая 2021 года. Сутью проекта является проведение тематических квестов, приуроченных к событиям российской истории, которые проходят на территории музеев, парков, усадеб и других знаковых мест.

«Первый наш квест прошел в музее-усадьбе Кусково, где в годы Великой Отечественной войны находилась центральная женская снайперская школа. И также совсем недавно у нас прошёл квест в Курской области, посвященный Курской битве. Мы планируем масштабировать проект на другие регионы РФ», – рассказала Диана.

По ее словам, организовать такие мероприятия помогает сообщество «Большая перемена», создавшее региональные команды из активных, инициативных школьников во всех субъектах РФ.

«Так, например, когда я проводила квест в Курской области, я связывалась с координатором курской региональной команды, и ребята поддержали мою идею. Мы поделились со своей стороны методикой, нашим опытом, проконтролировали сценарий этого квеста. А они уже на месте провели. И получилось очень здорово», – пояснила Диана.

Сейчас Диана думает о новых форматах своего проекта за счет развития социальных сетей и проведения исторических реконструкций в формате театральных постановок с участием подростков.

Победители и гранты

Ярким завершающим этапом форума стал конкурс «Росмолодежь. Гранты», в рамках которого школьники, студенты СПО и педагоги имели возможность представить свои проекты в 15 направлениях. Победителями стали команды из Москвы, Смоленской, Тверской, Белгородской областей, Пермского, Камчатского края и других регионов России.

Все они получат грантовую поддержку от Федерального агентства по делам молодежи.

Важнейшими критериями оценки проектов являются их актуальность, широта применения и глубина проработки идеи, которую ребята выбирают для воплощения в жизнь.

Охват конкурса очень широк. В отборочном этапе приняли участие ребята из 85 регионов. Среди наиболее популярных направлений проектной деятельности в этом году стали образовательные технологии, историческая память и забота об экологии. Особо организаторы выделяют рост интереса подростков к новым технологиям и предпринимательству.

Скоро мы расскажем об одном из победителей конкурса – команде Камчатского края, представившего проект «Образовательный форум “Большая перемена – Камчатка”».

Следите за нашими публикациями.


Форум «Проектория» проводится с 2013 года в рамках Национального проекта «Образование». В числе организаторов – Министерство просвещения Российской Федерации, правительство Ярославской области, АНО «Национальные приоритеты» и АНО «Большая перемена».

Партнеры форума: Академия «Росмолодежь. Гранты», ОАО «РЖД», ГК «Росатом», инновационный центр «Сколково», ПАО «Сбербанк», ВКонтакте, Всероссийский детский центр «Смена», МГУПП и другие.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube