2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Этому событию было посвящено ключевое, главное творческое дело воспитанников Хабаровского краевого Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сокровищница народного искусства». Открытием для хабаровских гаврошей стали песни, танцы, народные костюмы и фольклор; они погрузились в народные традиции и воплотили на сцене легенды камчатских ительменов и удмуртов, сказки нанайцев и народов Прибайкалья, быт донских казаков, сибиряков и поморов, сказания народов Кавказа и Крыма, русские посиделки, обряды встречи гостей и сватовства.
А вот внезапные открытия непростых подростков в себе, в товарищах и во взрослых после соприкосновения с народным культурным наследием: «У меня изменилось поведение в хорошую сторону. И еще я научился более-менее хорошо писать... Мое сердце сверкало». «Мои товарищи работают очень слаженно, поэтому я очень люблю свой класс». «Во взрослых открыл, что они пытаются сделать нас смелее, добрее и счастливыми».
Александр Петрынин, директор Центра
«Россия – страна красивая, и я ее люблю»
…Недавно прошло ключевое дело по теме культуры народов России. Было очень много достойных выступлений, которые в точности описывали древнерусские традиции. Мы в этот раз сыграли как актеры театра. Мне очень понравились наши костюмы и декорации, над которыми с нами старались наши любимые Анастасия Олеговна и Татьяна Анатольевна.
Готовились все свободное время. Выступление у нас было на тему появления Камчатки, про бога Ворона Кутха и Рыбу Камчи. Еще у нас были аборигены Камчатки – ительмены. Управлять кукольным театром было самой затруднительной задачей.
…Оксана Викторовна испекла вкусный и чуточку солёный каравай, он мне напомнил вкус дома и хлеба.
…Наш спектакль назывался «Посиделки». Я играла главную роль, была хозяйкой, встречала хлебом-солью, такая традиция была на Руси – угощать гостей караваем.
Традиции России надо помнить и не забывать
«Выступления полезны для нашего развития, для развития нашей речи»
…Взрослые учат нас жизни, доброте, быть культурными и помогают бороться с плохим поведением.
…Там были красные девицы и молодцы, все садились за столы, и всем было приятно, когда их встречали с хлебом-солью и пели народные песни. Рома хорошо сыграл – весело и празднично.
...Все выступления были прикольные!!! Понял, что могу за ночь выучить три листа. А взрослые были рядом в трудную минуту, даже когда мы проиграли, они нас поддерживали.
…Я очень хорошо пою, научился артистично играть роли на сцене. А друзья могли тихо сидеть за кулисами и подсказывать слова, движения. Все выступления полезны для нашего развития, для развития нашей речи. А взрослые пытаются сделать нас смелее, добрее и счастливыми.
«У меня изменилось поведение в хорошую сторону. И еще я научился более-менее хорошо писать»
…У нас в школе есть группа слесарей, у которых самый лучший учитель Наталья Андреевна, которая всегда придумывает смешной и смысловой текст. Что я открыл в себе? Ну, у меня изменилось поведение в хорошую сторону. И еще я научился более-менее хорошо писать. Главное, что Степа исправляется понемногу…
Мне понравилось наше выступление. В главной роли был Тимур – хан Крым-Гирей. 9-й «А» выступил прикольно, с древней легендой про Байкал и Ангару, там было интересно, красиво.
В главной роли был Тимур – хан Крым-Гирей
…У меня были две серьёзные роли, они были центральными, и от их исполнения зависело много. Но я был уверен в себе и в успехе спектакля. Больше всего мне понравилось участвовать в кукольном спектакле. Все готовились серьёзно, было много хлопот, сами готовили кукол, раскрашивали их. Нас не сломило даже то, что отсутствовал свет. Мы не испугались трудностей. Все группы молодцы! Но круче нашего не было ни у кого!
…Я и мои одноклассники исполняли несколько ролей. Им было трудно, и мне тоже. Мы сами готовили кукол для кукольного спектакля: раскрашивали, вырезали. Это было легко и интересно.
…Я не понимал сначала, что делать. Но всё-таки я был готов и играл три роли. Потом Оксана Николаевна объяснила, что делать, с ней мне не было страшно.
…Я принимал участие в спектакле: сидел за музыкой, мне её доверили.
…У нас прошло ключевое дело о культурном наследии народов России. Мы решили показать выступление о Сибирском городе – Тобольске. Весь класс очень долго готовился, так как сценарий был сложный. В себе и своих одноклассниках я открыла способность объединиться в нужный момент. Взрослые сыграли в постановке выступления немалую роль, классный руководитель Оксана Николаевна очень часто репетировала с нами, психолог Татьяна Ванкаремовна помогала на репетициях и помогла сшить костюмы. Помимо этого и классный руководитель, и психолог, и воспитатель выступали вместе с нами.
«У нас на выступлении все были лучшими артистами»
…Мне очень понравилось выступать самому и понравились выступления других классов, особенно 9-го «А». А ещё я помогал выступать 8-му «А» классу, и это было здорово.
…Оказывается, в России живет много народов, и у каждого свои традиции, красивые песни и сказки, про которые мне было интересно узнать.
…«Далеко-далеко у подножия небес стоит Дагестан – вершина чудес». Так называлось наше представление. Я считаю, что самый яркий костюм был у Данилы (Шейдула). У нас на выступлении все были лучшими артистами. Нам помогали Наталья Олеговна, Валерия Владимировна.
…Очень волновался, хоть выступаю не первый год. Я даже на миг забыл слова, хотя знал их на «отлично».
…В этой четверти мы узнали много нового про народные обычаи и посмотрели на новое искусство. 7-й «А» показал нанайскую сказку о железной птице, были очень красивые костюмы и декорации. Выступили отлично. 7-й «Б» показывал сценку о Коньке-Горбунке и о народе из Сибири. Было очень познавательно.
…Мне очень понравилось, как выступал Леша (удмуртский бог Инмар), его борода и его харизма.
Я помогал украшать сцену за день до выступления. Мы устанавливали ширму, вешали декорации: солнце, облака, орнамент.
Понравилось, как выступал Леша, его борода и его харизма
...Я первый раз играл сразу две роли: охотника и рыжего на фестивале рыжих и отлично проговорил свои слова. Только переживал за одноклассников, что кто-то где-то запутается. Я узнал про такой народ как удмурты, что в семье у них мужчины были охотниками, а женщины хорошо умели плести лапти и сумки. А еще узнал древнюю легенду, как произошли люди от камней.
Играл роль рыжего на фестивале рыжих
«Мое сердце сверкало»
…Я рисовал солнце и облака. Но еле как запомнил свои движения собаки. Мне очень на сцене было комфортно, хорошо, и мое сердце сверкало.
…Изначально мы долгое время готовили декорации: рисовали, вырезали, обклеивали, но наш труд стоил эмоций зрителей. Хоть у меня было и мало слов, но также я делал некоторые действия: выносил Италмас (в Удмуртии – символ веры, любви, надежды), сажал рябину, дрался на мечах. Обычно я переживаю на сцене и путался, но не на этом ключевом деле. Мне очень понравилась радость и смех гостей.
…Когда оставалось 15 минут, один мальчик не захотел выступать, но одноклассники его поддержали.
…В этом ключевом деле я был в роли Удмуртского пельменя. А в Ижевске есть памятник пельменю. И удмурты – очень хороший, трудолюбивый народ. Они очень любили детей и никогда на них не кричали.
…Мы тоже выступили неплохо, даже говорили, что лучше всех, до выступления очень долго учили слова и делали это сами, ведь Дарья Сергеевна болела, но Виктор Анатольевич и Валерия Владимировна нам помогли. Мои одноклассники хорошо играли казаков. У казаков есть свои традиции и обычаи, передающиеся из поколения в поколение, от отца к сыну, от сына к внукам.
Мои одноклассники хорошо играли казаков
Для себя я открыл казачество, стал атаманом на некоторое время. Узнал много нового о казаках, их традиции, песни, танцы. Мои одноклассники – сплочённая команда, которая не подведёт. Взрослые помогали во всем, репетировали с нами и тратили свои нервы и время.
…Я стал смелее, легче учу слова, подкидываю идеи на декорации.
…Для меня самым сложным был танец. Больше всего я боялась перепутать движения. Декорации у нас были шикарные: подушки, самовар, скатерти, и даже были настоящие бублики.
Мы были радостные
…Я помогал делать украшение на шею (монисто), оббивал коробку тканью. Товарищи могут хорошо выполнять поручения и просьбы, мои товарищи работают очень слаженно, поэтому я очень люблю свой класс.
Открытиями делились: Рома Зебрев, Ангелина Луковкина,
Денис Рахманин, Андрей Гаврилов, Сагит Ильясов, Юра Корнеев,
Михаил Зикевский, Данил Плохотнюк, Руслан Ольховский,
Владислав Курдюбов, Даниил Бутузов, Тимофей Андросов,
Никита Зюзин, Кирилл Пономарев, Влад Болдырев,
Павел Пономарев, Илья Кожевников, Артем Самойлов,
Данил Ефимов, Никита Черепанов, Евгений Пономаренко,
Виталий Носов, Алекс Буркаев, Степан Шимкив, Ефим Воробьев,
Тимофей Абсатаров, Тимур Эйвазов, Илья Бочаров, Денис Панченко,
Степан Лебединский, Владлен Вивсюк, Сергей Карчевский,
Данил Дарманчев, Иван Матвеенко, Николай Калинычев,
Егор Жулин, Роман Байнетов, Миша Шматко, Тимур Дурницын,
Дима Димов, Руслан Чесноков, Александр Есаулов, Леонид Аверичев,
Максим Мельников, Сергей Рекуш, Даниель Пемов,
Алексей Днепровский, Руслан Суханов, Савелий Вакулюк,
Дарья Дианова, Никита Сизых, Софья Хорошилова, Данил Просин,
Данил Кирнос, Максим Балакин, Вадим Зайков, Владимир Рогачёв,
Саша Шипунов, Евгения Истомина, Кристина Носова, Дарья Глубева,
Кристина Межевова, Влада Ищенко, Виктория Аймалова, Татьяна Кузьменко,
Данила Власенко, Рустам Суханов