Подростки // Статья

Живой урок для хабаровских подростков

Страна родников, пенаты Чайковского, родина автомата Калашникова, столица пельменей и родина «Бурановских бабушек» – о том, где воспитанники Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи побывали во время образовательной экспедиции в Удмуртию, они рассказали в своих путевых дневниках.
  • 27 июля 2022

Фото из архива Центра

Поездка стала для детей с нелегкой судьбой живым уроком. Это, несомненно, урок истории, географии, биологии, физики… Но прежде всего это урок жизни. Подростки, очень рано познавшие темные стороны бытия, учатся понимать других, принимать других, любить других и делиться своей любовью.

Потрясением стала для хабаровских гаврошей встреча с «Бурановскими бабушками», живущими очень скромно, на пенсию и урожай с огорода, но построившими на свои многомиллионные гонорары храм в маленьком селе. И встреча с коллективом принимавшей нас гимназии № 56 города Ижевска, пролившим на ребят свою любовь и заботу, после которой еще недавно колючие и озлобившиеся на весь мир дети пишут: «В Удмуртии и правда живут душевные и добрые люди». «Нас встретили тепло и очень любимо».

С уважением, Александр Петрынин, директор Центра

«Это был мой первый полет»

…Мой день начался с раннего подъема. Мне не терпелось сесть в самолет, так как это был мой первый полет. Посадку прошли и зашли в самолёт. Я ждал, когда он взлетит. Раньше я думал, что самолёт внутри шумный и трясётся, но это оказалось не так. Внутри было тихо. Мы полетели. Я был в восторге. Было такое чувство, которое не объяснить.

…О поездке в Ижевск я узнала за два месяца. Ждала этого дня с нетерпением. Это была моя первая поездка в другой город. Так что, когда приближались к аэропорту, у меня начался мандраж. Взлетать было очень страшно. Рядом со мной сидела Наталья Андреевна, во время взлета я держала ее за руку.

…Мы прилетели в аэропорт Ижевска. Нас встретила очень приятная и добрая Валентина Александровна Харитонова, Народный учитель России. Александр Геннадьевич сказал, что она – человек-легенда. Я был очень рад побеседовать с ней. Потом мы направились в свои роскошные апартаменты в лагере. За нами приехал хороший автомобиль. Наш корпус располагался в густой чаще леса. Воздух был очень чистым. Нас встретили и накормили национальной едой – открытием стали вкусные перепечи. После ужина мы прогулялись, подышали лесным воздухом и пошли спать.

«Мы были в доме великого композитора»

…На следующий день мы проснулись рано утром и поехали в соседний город Воткинск, в музей дом-усадьбу русского композитора П.И. Чайковского. Там мы сначала осмотрели амбар, конюшню и придворы, а затем экскурсовод повела нас в дом, где рассказывала о семье композитора. Например, мы узнали, что маленький Чайковский увлекался поэзией.

…Мы были в доме великого композитора. Там было невероятно просто, очень красиво и уютно, я бы даже остался там жить. Мы детально осмотрели все комнаты, окунулись в быт того века. Каждая комната была по-своему интересна. Видели рояль, клавиш которого касались пальцы великого композитора. Потом пошли к древней липе, которая помнила Чайковского, и в Благовещенский собор, где он крестился. Мы поставили свечки и поехали в 56-ю гимназию.

…Там нас тепло встретили и накормили очень вкусным обедом и очень вкусными пирожками, провели экскурсию и мастер-класс по удмуртской культуре. Девочки были все в красивых национальных костюмах. Они научили нас плести фенечки и даже чуть-чуть научили нас удмуртскому языку.

…На экскурсии по городу нам рассказали о создании искусственного пруда и об истории Ижевского оружейного завода. Оказывается, в Ижевске тоже есть Царь-пушка, но она меньше оригинала на 3 см.

…Побывали на набережной. Там было так красиво, что даже уходить не хотелось. Я не мог налюбоваться и фотографировался перед каждым памятником. И, наконец, мы приехали в гимназию. Нас позвали в актовый зал, где были учителя Удмуртской Республики. Мы сказали по паре слов про наш Центр.

«Я не мог поверить, когда нас встретила одна из Бурановских бабушек»

…Мы ездили в знаменитую деревню Бураново, где живут знаменитые «Бурановские бабушки» – победители Евровидения. Ехали долго, но я наслаждался видом из окна. По дороге заметили идущего по дороге ежика. Он шел, вообще не боясь нас. Я не мог поверить, когда нас встретила одна из Бурановских бабушек. Меня переполняла радость. У них очень красивый и интересный музей, который они собрали сами.

Ещё было очень интересно, когда бабушка рассказывала историю храма, который они построили всей деревней. Мы побеседовали, и нам подарили сделанные самими бабушками мини-куклы.

…Я просто был в восторге, когда увидел их. Я очень ждал этой встречи, я не верил своим глазам. Было такое ощущение, что я во сне.

…Попрощавшись, мы поехали на святой источник Флора и Лавра, попили воды и окунулись в купель. Вода была прохладная, после окунания я ощутила легкость.

…Я окунулся, и все мои усталости ушли, почувствовал очищение, а потом испил воды из этого источника. Еще показалось, что у этой воды был особенный вкус.

…Но на этом наше путешествие не закончилось: мы отправились в деревню Карамас-Пельга. Встретили нас очень тепло, люди в этой деревне вежливые. Нам провели мастер-класс, научили делать их фирменное блюдо, перепечи. Это оказалось достаточно сложным и занимательным делом. Мы сами приготовили, испекли перепечи, а потом двух ребят нарядили в удмуртские свадебные наряды: Никиту в жениха, а Кристину в невесту, которым предстояло пройти испытание: пронести коромысло с ведрами, не пролив воду.

…Нас угостили еще одним национальным блюдом, табани. Со всеми было так неохотно прощаться, потому что все были очень гостеприимными и добрыми, не хотелось оттуда уезжать.

«Давали три вида пельменей: с мясом, со щукой и даже с грибами»

…Еще мы были в зоопарке, хоть я и не настолько взрослая, но там я чувствовала себя маленьким ребенком. Я увидела фламинго и павлинов, о которых я мечтала в детстве, читая книжки или смотря фильмы.

…В зоопарке я первый раз увидел, как распускает хвост павлин, первый раз увидел цирковую шимпанзе.

… Пошли обедать в пельменную, есть знаменитые пельмени, нам давали салаты, три вида пельменей: с мясом, со щукой и с грибами, пили три разных вида морса. Было очень много видов соусов, я успел попробовать все, все были очень вкусные.

…Главное событие дня – Ижевские термы. Там мы пробыли целых три часа. Я напарился, накупался и накатался с водных горок. Были и в джакузи, времени было достаточно, чтобы попробовать все, что есть в термах.

…Больше всего мне понравились джакузи и две очень клёвые горки, на которых мы катались. Ещё мне понравилась бочка с горячей водой и бассейн с солью. Я, когда в нем плавал, не мог утонуть – у меня всё тело тянуло наверх. Короче говоря, отдохнул я шикарно.

Мне этот день понравился очень сильно. Там было так весело! Мы все от души поплавали и отдохнули. Мне очень понравилось жить в этом городе, потому что здесь очень много памятников, очень добрые и трудолюбивые люди.

«Нас встретили тепло и очень любимо»

…Сегодня мы проснулись, переоделись, сделали зарядку и пошли на завтрак. Завтрак был просто бомба. Потом мы поехали в гимназию 56. Нас встретили тепло и очень любимо. Показали презентацию и два фильма про школу. Рассказывали про ее историю, про то, что 15 выпускников работают в 56-й гимназии. Подарили много подарков. Я не ожидал такого теплого приема, мне очень понравилось, спасибо, что так тепло приняли.

…Мы пили чай с тортиком и рассказывали об интересных событиях, которые произошли с нами за все это время. Я буду очень скучать по этому месту.

…Нас провожали, подарили каждому по сувениру. Все люди в этой гимназии не хотели с нами расставаться, потому что, как они говорили, мы запали им в сердца. Ну всё-таки со слезами на глазах мы поехали дальше прощаться с городом.

…После этого мы поехали в музей М.Т. Калашникова и многое узнали о его жизни. Это было очень интересно, как будто я побывал в его детстве. Нам рассказывали про него и про его автоматы. Понравились мне автоматы АК-12; 15. Я удивился, когда узнал, что «калаш» знает весь мир.

…Потом мы пошли в большой красивый собор Архангела Михаила, нам рассказали о его истории, как он создавался. Я узнал, для чего нужен алтарь. Много чего узнал про иконы, а сам собор был неописуемо красивый, внутри было целых три алтаря.

…Так не хотелось прощаться: в Удмуртии живут душевные и добрые люди.

Дневники вели: Леонид Аверичев, Данила Власенко, Никита Болдырев, Дмитрий Димов, Кристина Межевова, Никита Черепанов, Евгений Пономаренко

Потрясающая поездка состоялась благодаря любви и заботе людей с мудрыми и добрыми сердцами: сотрудникам филиала представительства «Аэрофлота» в г. Хабаровске И.Г. Гордиенко
и О.В. Пилипенко; Л.Н. Петруниной, Г.Э. Тильмана, Константина и Наталии М.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.