О чем сейчас говорят люди, что их волнует, чем они озабочены? Для учителей важно понимать общественный контекст, атмосферу, в которой живут люди, чтобы в школе, на уроке, в общении с детьми учитывать этот контекст. Это и есть часть «медиапространства» – не только сообщения СМИ, но и содержание диалогов на улице, в транспорте, в магазинах, в поликлинике, на почте.
Студенты магистратуры «Образовательная медиадеятельность» МГПУ собирают этот материал как учебный, для развития не только своей медиаграмотности, но и способности вести диалог с детьми на общественной волне.
Неожиданно наступило время, когда мы уже не дети, и в общении появилось много бытовых тем.
А ещё иногда в нём встречаются друзья из другого поколения и вот такие забавные диалоги. По ним сразу можно понять, кто из собеседников моложе.
– Какого вы Доктора нашли?
– Шишова.
– А у меня «кардиодок».
– Я ж тебе фамилию сказала.
– А я вам – аккаунт в инстаграме.
* * *
Разговор с папой за столом.
– Доня, вот у тебя такое в фиолетовом пакетике это что такое?
– Пап, это сахарозаменитель.
– Ага, ну я так и понял. Померил, сколько таких мерных ложечек в обычной чайной ложке. Знаешь, сколько? Восемь! Врут, собаки, написано: один к десяти! Но все равно надо взять… мне, дяде Вале и матери отдельно, чтобы у меня не брала. Я на дачу отвезу, мне на полгода хватит.
* * *
В солнечный весенний день идут мама и шестилетний сын. Сын глубокомысленно говорит:
– Мама, я уже отрос! Колготки под штанами уже не ношу.
– Да, ты уже большой.
– Посмотри на мужиков вокруг. А они без шапок. Мне тоже пора.
* * *
Электричка, день. Напротив садятся две девчонки лет 11–13. Та, что постарше, – в чебурашковой куртке, в стильных очках. В ходе разговора достаёт свой телефон-раскладушку. Я таких лет 15 уже не видела. Вторая – помладше: простой пуховик, тёплые наушники с кошачьими ушками на голове. В руке телефон с большим экраном в цветастом чехле.
Я не особо прислушиваюсь к разговору. Простая девчачья беседа. В какой-то момент слышу, старшая говорит:
– Надо маме позвонить, спросить.
– Моя мама ответила бы так, – вторая прикладывает свой большой телефон к уху и имитирует занятую мать: «Лиза, я не могу говорить, я же на работе! Всё, пока-пока!»
Остановка – девочки схватили свои сумки и побежали дальше по делам и занятиям.
* * *
Про трамвай.
Папа видел трамваи только в своём городе, и только советские. Сегодня я вывела его к городской Московской линии и услышала:
– Огоооо, ничего себе, какие красивые железяки ездят! Не то что в наше время! Дочь, вы их где купили? В США?!
– Пап, а почему ты решил, что там?
– Ну светятся же! Наверное, и разговаривают, ну как на твоём МЧС. (Имеет в виду МЦК.)
* * *
Раздевалка. После дзюдо мальчишки 5–7 лет разгоряченные, весёлые, смеются.
– Марк как морковь, – говорит один.
Ему в ответ:
– А ты Андрей-воробей!
Андрей:
– Андрей-воробей-не-гоняй-голубей!
Мама мальчика, помогая ему с шапкой, наклонилась и шутливо говорит:
– А то девочки придут, зацелуют и уйдут.
Андрей:
– А почему они уйдут? Пусть остаются.
* * *
Подслушано на педсовете в школе.
На задних рядах сидят две учительницы, идет анализ успеваемости за вторую четверть.
– По этим новым учебникам оценки получаются какие-то жидкие...
– Мало материала заложено?
– Да нет, без души как-то написаны…
* * *
Шестилетний пацан разговаривает со взрослой женщиной. Рассказывает о своей семейной жизни.
– А в выходные ходили в кафе. Я, мама и Дима.
– Дима – это кто?
– Дима – это мамин как бы жених.
– Мамин жених?
– Нет! Как бы жених! Как бы! Что непонятно?!
Надежда Ван, Антон Кутимский,
Олеся Кобыльцова, Елизавета Бойкова,
Ксения Вадова, Екатерина Костыненко