Каникулы // Колонка

Повоевать да и примириться: как осилить список чтения на лето перед 10-м классом

Что важно знать, чтобы не забросить ни Тургенева, ни Гончарова, ни Толстого?

Повоевать да и примириться: как осилить список чтения на лето перед 10-м классом
Фото: bookopt.com.ua

Список литературы на лето перед десятым классом – настоящий вызов. Принять его решается далеко не каждый старшеклассник. Лично я даже не берусь осуждать детей, потому что сама перед десятым осилила далеко не все. Всякие Кундеры и Кафки никак не давали мне основательно взяться за Толстого. На самом деле, мешал ещё и страх не справиться: слишком много разговоров о неподъемности «Войны и мира», стереотипов о том, что девочкам скучно читать о войне, и так далее.

Теперь-то я понимаю: не нужно бояться – нужно выбрать правильную читательскую стратегию. Она, как любят писать школьники в сочинениях, «для каждого своя», так что скромно поделюсь своим видением, совсем не претендуя на истину.

В отношении еды многие выбирают такую тактику: самое вкусное съедают в последнюю очередь, а начинают с того, чего хочется меньше всего. С летним списком чтения так делать нельзя. Это кончится трехмесячным размазыванием по тарелке первых десяти страниц «Войны и мира», и в итоге прочитано не будет ничего.

Прежде всего нужно расчитаться – войти во вкус и набрать темп. На мой взгляд, для этого идеально подходит «Преступление и наказание». У меня сложные отношения с Достоевским, но читается он всегда быстро, запойно. Убийства, насилие, терзания описаны в такой абьюзивно-захватывающей манере, что остановиться невозможно. Достоевского обычно сложно читать людям со слишком нежной душевной организацией и тем, кто не переносит истерики. Однако опыт показывает, что большинство подростков с «Преступлением и наказанием» справляется легко и с удовольствием.

После бурного Достоевского нужно немного отдохнуть. Я бы бралась либо за «Отцов и детей», либо за «Обломова». Поскольку «Преступление и наказание» – роман немаленький, можно все-таки чередовать объем и выбрать Тургенева, потому что он и поменьше Гончарова, и попонятнее. Впрочем, у более нежных учеников после тяжёлого «Преступления и наказания» лучше пойдёт нежный «Обломов».

Что важно знать, чтобы не забросить ни Тургенева, ни Гончарова?

Описания природы в «Отцах и детях» содержательно ценны, но, если они убивают весь читательский интерес, их нужно пропустить. Потом на уроках поймёте важность пейзажей уже вместе с учителем.

Самое интересное и динамичное в «Обломове» начинается со второй части. Конечно, пропускать целую часть не стоит, это все-таки не несколько абзацев описания природы. Но если попытки одолеть начало будут оборачиваться примерно тем же, чем читательские потуги Ильи Ильича в той же первой части, то лучше, например, послушать ее в формате аудиокниги. Дальше рекомендую читать по старинке. Это такое удовольствие, которое приятнее переживать самостоятельно, без вмешательства чужого голоса.

Что ж, в июне вы сдавали ОГЭ, потихоньку въезжали в летний список… За неспешным чтением Достоевского, Тургенева и Гончарова прошёл месяц. Давайте честно прикинем: Достоевский прочитается сам максимум за неделю; Тургенев не такой быстрый и захватывающий, но и роман у него маленький – это ещё неделя; поймав правильную читательскую волну, на Гончарова вы вряд ли потратите больше трёх недель (и знайте: это будут волшебные недели).

Наступает июль. Ну хорошо, середина июля. Время Толстого.

Сначала немного сухой математики. Непрерывное прослушивание аудиокниги «Война и мир» займёт у вас приблизительно трое суток. Если читать где-то по полтора часа в день, четырёхтомник закончится примерно через два месяца. Кстати, залезть на осень и даже зиму можно, но большую часть попробуйте победить за лето: сами знаете, в течение учебного года будет не до того.

Теперь позволю себе наговорить страшных вещей:
  1. Страницы французского можно пропускать. Кстати, из-за них легче читать «Войну и мир» в электронном виде, ведь тогда можно кликнуть на французский фрагмент и сразу получить перевод, не бегая глазами до сноски и обратно.
  2. Скучные главы и фрагменты можно пропускать. Только запишите, что пропустили, чтобы уже во время изучения вернуться к оставленным эпизодам.
  3. Три тома лучше, чем ноль, два тома лучше, чем ноль. И даже один том лучше, чем ноль. Тут надо быть оптимистом – как с наполовину полным стаканом. Забудьте про стыдливо-пораженческую формулировку: «Последний том не прочитал». На языке оптимиста это означает, что вы прочитали целых три!
  4. Можно вообще не читать, а послушать аудиокнигу. Но учтите: в тексте вы будете ориентироваться не очень хорошо. Правда, чтобы ориентироваться хорошо, придётся читать с закладками, стикерами и, может быть, даже пометками на полях.

Забудьте всё, что вы слышали о романе Толстого. Наплюйте на стереотипы о нем. Часто для школьников «Война и мир» становится набором ключевых эпизодов. Забудьте и про эти эпизоды: в промежутках между ними всё в разы волнительнее и интереснее.

Несколько уловок, которые могут пригодиться:
  1. Следите за тем, как Толстой поднимается над своими героями, какие оценки им даёт. Обращайте внимание на глаголы «думал(а)» и «казалось». Обычно они сигнализируют о том, что автор знает о героях больше, чем они сами о себе. За всезнайством повествователя очень весело наблюдать.
  2. Выберите среди героев любимчиков. Попробуйте за них «болеть». Ищите в персонажах черты ваших знакомых, примеряйте к ним авторские оценки. Припечатать вместе с Толстым какого-нибудь знакомого «Анатоля» – приятнейшее занятие.
  3. Разрешите себе не соглашаться с оценками Толстого. В век все ещё не победившего феминизма вовсе не обязательно торжествовать при виде Наташи в финале. Возможно, вам гораздо ближе и понятнее будет, например, ее попытка побега. Но про это я вам ничего не скажу – сами узнаете, если доберётесь до конца второго тома.
  4. Толстой любит бросить только что захватившую вас сюжетную линию и резко перейти к другой. Сначала это вызывает разочарование, но нужно сразу продолжить чтение и погрузиться в жизнь следующих героев. В итоге всё будет переплетено, но, чтобы не утонуть в море нитей, не останавливайтесь, когда одни персонажи уже на время заброшены, а новые ещё не успели вас покорить. Дайте им шанс – и страниц через двадцать вы забудете о тех, чья судьба только что была в центре повествования.
  5. В качестве дополнительного развлечения можете подсчитать все ошибки в употреблении деепричастных оборотов. В романе множество примеров в духе «Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа». Заодно научитесь видеть эту ошибку и у себя. Да и осознание, что Толстой, несмотря на все своё величие, не безгрешен, вас наверняка подбодрит.

Остальное читайте в течение года. Главная летняя задача – крупные романы. Уверена, вы в силах с ней справиться.

И ещё пара советов напоследок:
  1. Читайте под музыку. Это помогает поймать темп, усилить эмоциональное впечатление. Например, «Обломов» великолепно идёт под «Воробьиную ораторию» Курехина.
  2. Отнеситесь к летнему чтению как к спортивному марафону. За три недели 35-минутных тренировок я привыкла к спорту и даже осторожно начала его любить. То же самое может получиться и у вас с книгами: сначала выработается привычка – потом вы втянетесь и начнёте получать удовольствие.

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube