ЕГЭ и ОГЭ // Статья

«Хочешь понять биологию? Рисуй!»: как МЭШ помогает готовиться к ЕГЭ по одному из самых объемных предметов школьной программы


«Хочешь понять биологию? Рисуй!»: как МЭШ помогает готовиться к ЕГЭ по одному из самых объемных предметов школьной программы
Фото: mgpu.ru

Семь лет изучения школьной программы по биологии удивительным образом умещаются в практически четырехчасовом Едином государственном экзамене. Выпускнику нужно знать не просто много, а очень много. К тому же мало просто знать биологию «на зубок». Зачастую ребята получают 0 баллов за ответ на вопрос, в правильности которого они были абсолютно уверены. Как так получается и чем может помочь МЭШ в щекотливой ситуации, рассказал учитель биологии «Романовской школы» Александр Пынеев.

Мне нравится биология. Пойду-ка (не) сдам

Можно смело сказать, что биология один из самых сложных предметов школьной программы. К тому же дисциплина изучается с 5-го по 11-й классы, то есть большую часть школьной жизни ребенка, и за 7 лет ребята получают колоссальный объем знаний. Кому есть смысл сдавать ЕГЭ по биологии? Кто все эти годы систематически занимался. Кому следует отказаться от экзамена? Кто выбрал этот предмет по принципу «Мне нравится биология, пойду-ка сдам».

«Если ученик следует этому принципу, у него ничего не получится. Основная сложность предмета заключается в огромном объеме информации. Знания должны быть систематизированы. Не поздно что-то исправить, если ученик поставил перед собой цель в 10-м классе и занимается хотя бы два раза в неделю. За пару лет вполне можно прекрасно подготовиться. Тем не менее некоторые темы можно повторить даже за несколько недель до экзамена с помощью Библиотеки «“Московской электронной школы”», – считает Александр Пынеев.

Еще сложнее, чем было раньше

На протяжении длительного времени в экзамене по биологии ничего не менялось. Это были тесты-угадайки с выбором одного правильного ответа, вторая часть состояла из вопросов, на которые нужно было ответить развернуто. Сейчас экзамен усложнился.

Он все также состоит из двух частей, но тестовая часть предполагает сравнение и анализ заданий, выбор сразу нескольких вариантов ответов, составление последовательности из приведенных ответов, а еще работу с картинками, таблицами, схемами. Но выпускники очень часто делают ошибки не из-за незнания материала, а из-за банальной невнимательности.

«19–21 задания вроде и простые, большинство ребят знают, как на них ответить, но спотыкаются на банальной невнимательности – просто неправильно читают и анализируют вопросы. Чтобы свести к минимуму вероятность таких ошибок, при подготовке нужно прежде всего научиться правильно понимать вопросы и только потом начинать отвечать на них», – считает Александр Владимирович.

Краткость не всегда сестра таланта

Вторая часть ЕГЭ по биологии тоже претерпела изменения. Прежде всего «похудела» до семи заданий. Да, их осталось семь, но зато какие! Почти все практико-ориентированные, рассчитаны на работу с таблицами и выявление методов исследования. Их новизна стала чуть ли не открытием. Еще большим удивлением для ребят стал тот факт, что ответить «коротко и по делу» во второй части экзамена по биологии не получится. За короткие, поверхностные ответы можно лишиться баллов.

«В биологии краткость не сестра, а враг. При ответе на вопросы второй части нужно давать максимально развернутые и подробные ответы, демонстрировать знания. При проверке работы эксперт не будет додумывать за выпускника, просто снимет баллы за лаконичность и все. Нужно писать четкий, развернутый, структурированный ответ. К сожалению, дети недооценивают задания и отвечают по-быстрому, считая, что экспертам то все очевидно», – говорит Александр Пынеев.

А еще биология немного коварна. Вот нарисован, например, корнеплод, клубень картофеля. И если ученик напишет, что это часть корня – ноль баллов ему гарантирован. Потому что это видоизмененный подземный побег. Много обнулений происходит не только из-за неправильно прочитанного вопроса или излишне лаконичного ответа, но и в случае неправильного определения первого объекта. Доходит до курьезов: при решении генетических задачек ребята на старте путают мужской и женский пол.

«Нарисуй» 100 баллов по биологии

Все задания в экзамене по биологии решаемы и не выходят за пределы школьного курса. Нужно только быть внимательным, проверять себя и рассуждать, а еще… рисовать.

«Когда читаешь задание, можно схематически его рисовать. Вот есть у нас, например, вопрос, что произойдет, если из водоема исчезнут какие-то водоросли или хищные рыбы. Ты рисуешь цепь питания и по этому рисунку уже видишь все взаимосвязи, а там и до правильного ответа недалеко. Биология – всеобъемлющий предмет. Ответ “Если в водоеме исчезнут водоросли, значит рыбкам будет нечего есть” эксперта точно не устроит. Надо расписать, почему это произойдет, цеплять друг за друга последовательность ответов», – считает учитель биологии.

Чем может помочь МЭШ?

«Московская электронная школа» чуда не совершит. Если школьник впервые взял учебник по биологии в руки за месяц до экзамена, итог будет закономерным. Зато для ученика, которому предмет нужно только немного разложить по полочкам и ликвидировать отдельные пробелы, МЭШ – первый друг и товарищ (после учителя, конечно).

Часто говорят, что обучение по биологии заменено на натаскивание, ученики не приобретают при этом прочных структурированных логических знаний, а только механически запоминают. Так ли это, во многом зависит от того, какие задания предложены в тесте.

Большинство тестов на платформе МЭШ содержат задания на воспроизведение информации, на группировку, соотнесение, выстраивание логической последовательности, сравнение. Именно задания последних типов могли бы стать весьма информативными и полезными не только для изучения и закрепления предметного материала, но и для подготовки к ЕГЭ по биологии, а также формировании метапредметных навыков.

«Благодаря удобной навигации ребята смогут вспомнить программу предыдущих классов, проверить свои знания по конкретным темам. Все материалы изложены в короткой, доступной форме. Ребятам будет удобно и интересно. Это гораздо лучше, чем на просторах интернета перебирать огромный объем информации в поисках нужных сведений», – считает Александр Пынеев.

Какие знания западают и «что еще непонятно», поможет разобраться самодиагностика. Пройдя ее, можно приступить к повторению тем. А еще в помощь ученикам – электронные учебники, которые прекрасно адаптированы под смартфоны, огромное количество схем, таблиц, рисунков, видеообзоров и тренажеров.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube