5 апреля 2022 года на семинаре «Координация внешкольного образовательного пространства», который проводит Институт проблем образовательной политики «Эврика» для педагогов и управленцев города Братска, обсуждали роль тьюторства в проектах расшколивания.
Перед участниками семинара выступили Людмила Долгова, эксперт Научно-образовательного междисциплинарного центра «Педагогические технологии развития человеческого потенциала» Томского государственного педагогического университета, и Лариса Антропянская, председатель Томского регионального отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации.
Людмила Долгова говорила о расшколивании как о выходе в открытое образовательное пространство: «Чтобы общественные пространства стали образовательными, необходимо правильно ставить задачу, которая часто не бывает явленной, поэтому её надо обнаруживать в пробно-поисковой активности с возможностью проявления детьми своих образовательных интересов», – подчеркнула эксперт. Многолетняя практика расшколивания осуществлялась через различные формы: деятельностные олимпиады, образовательные события, сетевые проекты, образовательные игры, квесты, детская рефлексия происходящего с тьюторским сопровождением.
Детально была рассмотрена педагогическая деятельность тьютора при сопровождении индивидуального образовательного маршрута ребёнка:
- выявление образовательного запроса и помощь в постановке образовательных целей;
- организация проектирования образовательной деятельности, поиск и анализ образовательных ресурсов;
- содействие в реализации проекта в образовательной среде;
- организация рефлексии и проектирования следующего шага в образовании.
Лариса Антропянская акцентировала внимание на роль тьютора в результатах и эффектах образовательных проектов.
«Есть дети, которые испытывают робость и страх в новой деятельности. Задача тьютора – помочь преодолеть их тревожность, вселить уверенность», – считает она.
Например, в образовательной игре «Университет» ребята получили опыт проживания в другом возрастном пространстве. С помощью тьютора рождались замыслы, которые становились базовыми темами на целый учебный год. В результате у детей формируются soft skills (гибкие навыки) – критическое мышление, коммуникации, командная работа, и self skills (мягкие компетенции) – собственный интерес, самоопределение, ответственность.
Участники семинара, работая в группах с экспертами «Эврики», рассматривали образовательные события в проектах с точки зрениях разных педагогических позиций, использования ресурсов города и социальных партнеров и оценивали нормативную базу новых форм организации образовательного процесса.