Автором идеи единого экзамена в России стал Владимир Михайлович Филиппов – советский и российский математик, государственный деятель, экс-председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России. В первый раз ЕГЭ в России провели в качестве эксперимента в 2001 году для учеников Чувашии, Марий Эл и Якутии, Самарской и Ростовской областей.
Единый государственный экзамен стал основной формой государственной итоговой аттестации для выпускников 11-х классов российских школ в 2009 году, а сам закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в 2007 году.
С тех пор ежегодно совершенствуется как процедура проведения экзамена, так и ее содержательная часть. Сегодня на экзамене применяются самые современные технологические решения, включая технологии искусственного интеллекта.
В этом тематическом спецпроекте мы собрали актуальную и важную информацию о ЕГЭ: историю и нововведения, рекомендации учителей, которые имеют опыт подготовки 100-балльников, и самих выпускников, которые уже достойно прошли через это испытание. Пригодятся и советы психологов, чтобы меньше волноваться и собраться с мыслями перед экзаменами, а также ссылки на информационные ресурсы для самостоятельных занятий. Рассказываем, какой путь трансформаций прошел ЕГЭ и как он повлиял на систему образования в России.
Что было до ЕГЭ
Раньше, чтобы поступить в вуз, школьнику нужно было сдавать экзамены дважды: вначале выпускные в школе (не меньше пяти), а затем – вступительные испытания выбранного учебного заведения, не менее трех экзаменов.
Если вуз располагался в другом городе, то семью абитуриента ждали расходы на проезд и проживание там на время экзаменов. Кроме того, вопросы в экзаменационных билетах каждый вуз разрабатывал самостоятельно. И зачастую они не совпадали с программой, по которой ребенок учился в своей школе. Все это сильно осложняло подготовку будущих студентов.
Одна из главных задач ЕГЭ – создать равные условия для поступления в вузы для выпускников из разных уголков страны. Экзамен стал своеобразным социальным лифтом для многих школьников.
Плюсы ЕГЭ:
- Равные права и возможности для всех учеников.
- Независимая оценка качества знаний.
- Открытость, объективность и безопасность экзамена.
- Снижение эмоционально-психологического напряжения учеников в связи с сокращением экзаменов.
- Особые условия проведения ЕГЭ для ребят с особыми образовательными потребностями.
Не угадываем, а аргументируем
Изначально ЕГЭ состоял из трех частей:
- Тест с выбором правильного ответа.
- Задания, где необходимо дать краткий ответ.
- Задания с развернутым ответом.
Со временем тестовую часть сократили. Сегодня экзаменационные задания направлены на проверку умения выпускников формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать.
А на экзамене значительную часть итогового балла дают задания с развернутым ответом, где ученики могут продемонстрировать свободное владение различными знаниями.