Подростки // Статья

«Я не вывожу всё это…»

Психотерапевт Яна Полянских – о детском и подростковом выгорании и о том, почему здоровье ребёнка важнее пятёрок и олимпиад.

«Я не вывожу всё это…»
Фото: pulse.mail.ru

Психотерапевт Яна Полянских опубликовала в своём телеграм-канале пост, который мы считаем очень важным и публикуем с её разрешения.

«У меня сейчас в работе восемь подростков, которые обратились ко мне со словами: «Мне плохо. Действительно плохо. Боль пульсирует во всём теле, а в ушах непрерывный гул. В глазах муть. Я устал от всего этого. Надо постоянно что-то делать, а сил на эти свершения вообще нет. Я ничего не хочу. Чувствую себя будто ваза, которую со всей силы кинули в бетонную стену. Я не вывожу всё это и сразу. Я не могу нормально отдохнуть, я не могу выспаться, я не могу почувствовать что-то настоящее и положительное. Я потерял мотивацию ко всему, и больше меня ничего не радует в жизни. Мой мир просто рушится, а я смотрю на это и не могу ничего сделать» – эти строки собраны из пяти реальных подростковых сообщений.

Родители в этой ситуации тоже обращаются. Но с другими словами: «Он ничего не хочет. Целыми днями сидит в телефоне, это уже какая-то ужасная зависимость. В школе одни “двойки”, невозможно заставить что-то делать, на домашку вообще забил, про посуду и чистоту в комнате я вообще молчу. Лежит и всё, я уже не знаю, как его поднять».

Зачем кричать, когда никто не слышит,
О чём мы говорим...
Мне кажется, что мы давно не живы –
Зажглись и потихоньку догорим.

Выгорание

Многие как-то привыкли этот термин слышать о взрослых, «задолбавшихся» на работе, о матерях с грудными детьми, но, как и все болезни, оно (выгорание) стремительно молодеет, и вот мы видим уже детское выгорание. Но от чего им выгорать? То ли дело судмедэксперту!

Однако детям сейчас непросто, а возможно, даже сложнее, чем многим взрослым.

Вы давно работали с 8.30 до 22.00? Каждый день. Пару месяцев. Год. Без зарплаты. Без перспектив о повышении. С начальниками, которые регулярно чем-то недовольны – это не в срок, это не той ручкой, это некрасиво, это не про то…

Современные дети находятся в школе с 8.30 до 16–17 часов, где не всегда приятная эмоциональная обстановка, где может быть травля со стороны одноклассников, непонимание и прессинг со стороны учителей, интеллектуальная нагрузка. А после – либо короткий миг отдыха, либо репетитор по математике, потому что «тройки» надо исправлять. А потом репетитор по английскому (это ведь английский), домашка, а перед этим пара часов мучительной прокрастинации, потому что энергии недостаточно и мозг всё пытается отложить дела, чтобы хоть немного попытаться отдохнуть.

В итоге всё это заканчивается с непонятным результатом к полуночи, отчего ребенок не высыпается, и ситуация усугубляется. Усугубляется. Усугубляется.

Выгорание – это функциональный механизм, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Организм уже не кричит, но тихонько бубнит себе под нос «я устал, давай полежим»… Но современный мир достижений и высоких скоростей не разрешает полежать, и ребёнок встаёт. И снова идёт делать что-то важное, полезное, ожидаемое.

И вот уже прилетает психосоматика – ребёнок вечно болеет чем-то. Голова, понос, температура, рвота… Невроз. Тревожное расстройство. Расстройство пищевого поведения. Клиническая депрессия. Суицидальные мысли. Самоповреждающее поведение.

Стоп!

Важно понять, что эмоциональное выгорание – это такое же заболевание, как перелом позвоночника, как острый панкреатит. И для начала взять больничный. Настоящий. Без репетиторов, без чуть-чуть домашки, чтобы не пропустить. Полежать, выспаться, нагуляться с друзьями, наготовить себе миску салата, наплакаться у психолога, услышать, наконец, свои потребности.

Когда ресурсы немного вернутся, можно заняться возвращением себе желаний. Что я хочу? Какая деятельность мне нравится, какая меня наполняет и мотивирует? И обязательно включить это в ежедневное расписание.

Баланс «надо» и «хочу», об этом все слышали, думаю. Помогите ребёнку пересобрать свой график жизни, пусть там будет чередование деятельности, ибо школа-репетитор-домашка привели к антидепрессантам. Предложите вместе организовать время, обсудите приоритеты и выберите вектор развития. «Пятёрки» по всем предметам и олимпиады – это огромное достижение, а не норма! И в подростковом возрасте, когда мозг люто занят другими вещами, он там себя ищет и своё место в мире, гормональный фон перестраивает, хорошо бы радоваться, что у ребёнка «четвёрки» и «тройки». Ну честно.

Обеспечьте эмоциональную поддержку и защиту. Учитель хочет «пятёрку» – ну он молодец. А ребёнок сейчас может только слабую «четвёртку» по географии.

Поговорите об этом с учителем. Да, пока будет вот так. Да, может, это изменится. А может, нет. Зато ребёнок перестанет через слово говорить «хочу сдохнуть» и резать кожу на бёдрах. Как по мне, этот результат выглядит круче, чем «пятёрка» по географии».


Youtube

Другие статьи автора

Мама – это Мама. Папа – это Папа

Клинический психолог, семейный психотерапевт Яна Недайхлиб – о том, почему нам не нужно быть психотерапевтами для своих детей.

Новости





























































Поделиться

Youtube