Качество образования // Статья

«Меня это бесит!» – почему важно признаваться в негативных эмоциях и как их заменить на позитивные


«Меня это бесит!» – почему важно признаваться в негативных эмоциях и как их заменить на позитивные
Фото из личного архива автора

Зачастую взрослые запрещают детям выражать негативные эмоции: грусть, раздражение, страх, возмущение. Не показывая и не обсуждая причины их появления со взрослыми или даже друг с другом, дети «топят» их внутри себя, и наступает момент, когда негативные эмоции вдруг вырываются наружу одним махом или потихоньку разъедают самооценку изнутри.

Ко мне на занятия дополнительного образования дети приходят после школы, выполнения домашних заданий и каких-то других дел, которые их просят сделать родители по дому. И по обыкновению это уже уставшие, грустные и опустошенные ребята. Случалось, что приходили дети после серьезных неприятностей: поругала учительница, дома произошел какой-то скандал или, например, ребенок поссорился с другом. Пару раз приходили дети в слезах, потому что по дороге на занятие их сильно обидели.

Тогда в самом начале учебного года я ввела практику, которую назвала ЭРА: эмоции, работа, активность.

Практика представляет собой модульное ведение занятия, где первый модуль посвящен эмоциям. Первые 10–15 минут мы говорим и пишем об эмоциях, рисуем, рвем, разукрашиваем их. В общем, делаем все, чтобы открыто назвать и признать ту или иную эмоцию. Для этого я использую специальные заготовки. Ребята их разукрашивают и подписывают.

Визуализация негативных эмоций – это один из классных и действенных способов признать, принять, проанализировать и отпустить их. Только после этого процесс обучения будет более эффективным и действенным.

Так, на одном из первых занятий мы составили список того, что ребят раздражает, бесит, вгоняет в скуку, заставляет нервничать. Скажу сразу, список получился внушительный! Вот лишь часть его:

  • когда знаешь ответ, тянешь руку, но спрашивают другого;
  • когда ответил на «5», а ставят «4»;
  • когда нас, современных детей, сравнивают с детьми прошлых лет;
  • когда учитель из жалости ставит ученику оценку на балл выше;
  • когда ты голоден, а в этот день в столовой самая невкусная еда;
  • когда одноклассник сует нос в мои тетрадки;
  • когда на перемене хочется тишины, а одноклассники крушат мебель и орут;
  • когда одноклассники говорят «не обязан»;
  • когда весь вечер учишь стих, а у доски не можешь вспомнить ни слова;
  • когда задают очень много, а у тебя в этот день любимая тренировка и куча других дел;
  • когда одноклассники специально задают глупые вопросы;
  • когда сегодня литература, а ты взял тетрадь по математике;
  • когда учитель говорит «подчеркиваем простым карандашом», а у тебя в этот момент ломается грифель;
  • когда дома хочешь сосредоточиться, а в комнату входят без стука.

И знаете, что самое удивительное, этот список – чек-лист для взрослого по общению с ребенком, будь то родитель или учитель.

Ведь взрослый практически не догадывается, что именно бесит ребенка. Казалось бы, что здесь особенного, если его не спросили на уроке? А для него это маленькая трагедия, обида, негодование. Ведь он тянул руку, готовился, возможно, позже лег спать специально, чтобы выучить эту тему! Я уверена, что никто из ребят не подойдет к учителю осудить его поведение. А сам учитель вряд ли заведет откроенный разговор с учеником и аргументированно объяснит причину своего поступка. Поэтому составление таких списков – очень важный момент в общении с ребенком.

А если это проводить в игровой форме, в дружной компании и классной обстановке – это 100% возможно ещё и замещение негатива позитивом.

Для того чтобы разнообразить шаблоны для ребят начальной школы, я обратилась к старшим ученикам – 10-му классу, и поспросила их составить свой список причин и нарисовать специальные карточки. Вот что получилось.

После того как мы «сбросили негатив», переходим к позитивным эмоциям и перечисляем все, что нас радует и вдохновляет. Старшеклассники также нам помогли в этом упражнении и нарисовали соответствующие картинки:

А после работы с эмоциями мы переходим ко второму модулю занятия: работа. Скажу сразу, что продуктивность ребят по выполнению даже сложных заданий очень высока, поведение даже самых неусидчивых школьников становится заметно спокойнее, внимание более сконцентрировано на задании. Мне как педагогу совсем не приходится кого-то успокаивать, просить не отвлекаться, потому что они уже получили порцию своего внимания, и весь имеющийся негатив растворился. Возможно, это еще и потому, что в конце их ждет третий модуль – активность.

Видя положительный успех от создания таких карточек и подобной практики, я решила сделать книгу, куда войдет более подробный рассказ, а также более 100 шаблонов для детей с 1-го по 11-й класс, которые каждый учитель может использовать на своих занятиях.

Благодарю за помощь в создании картинок
учеников 10-го класса московской школы «Свиблово»
и лично Варвару Малышкину за реализацию проекта


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube