Качество образования // Статья

Какой профессии научился, в такой и пригодился


Какой профессии научился, в такой и пригодился
Иллюстрация: vecteezy.com

Очередной семинар РАНХиГС был посвящен обсуждению особенностей трудоустройства выпускников СПО в соответствии с Топ-50 и Топ-Регион. Представленное исследование было составлено на основе данных о выпускниках СПО 2019 года.

Как пояснила ведущий сотрудник Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС Лариса Бедарева, Топ-50 Российской Федерации – это список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Он был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 744 от 26.10.2020 г.

Параллельно регионами формируются собственные (региональные) перечни востребованных и перспективных профессий и специальностей, требующих среднего профессионального уровня образования – Топ-Регион.

Задача исследователей заключалась в том, чтобы сопоставить эти перечни с теми профессиями и специальностями, по которым обучают в колледжах и техникумах.

Топ-50 Российской Федерации содержит не только наименования отдельно взятых профессий, но и объединенных групп профессий и специальностей – таких, например, как «Специалист индустрии красоты», в которую входят парикмахеры и косметологи, или «Специалист в области воспитания», включающую шесть специальностей системы СПО, среди которых – педагог дополнительного образования, преподаватель начальных классов или коррекционный педагог в начальных классах.

Кому на рынке труда жить хорошо?

Интересно посмотреть на долю трудоустроенных по полученной профессии (специальности) в соответствии со списком Топ-50 Российской Федерации.

В верхних строчках рейтинга (от 60 до 100%) – электромеханик по испытанию и ремонту электрооборудования летательных аппаратов (80%), графический дизайнер (75%), дефектоскопист (74%), специалист в области дошкольного образования (74%), фармацевт (73%). Так же хорошо трудоустраиваются специалисты в области индустрии красоты, сестринского дела, специалисты по производству и обслуживанию авиатехники.

В конце списка Топ-50 (от 0 до 30% трудоустроенных по полученной профессии (специальности)) – программирование в компьютерных системах (29%), информационная безопасность автоматизированных систем (27%), эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования (16,7%).

По данным, полученным ЦЭНО РАНХиГС в ходе проведения соцопросов, столь низкие показатели трудоустройства связаны не только с отсутствием вакансий по этим профессиям, но и с низкими зарплатами, а также с высокими требованиями, предъявляемыми современными молодыми людьми к условиям труда.

Знания сила?

Не менее интересно посмотреть и на долю тех выпускников системы СПО, которые не выходят на рынок труда, а продолжают свое обучение в вузах или колледжах и техникумах (но уже по другой специальности).

Оказывается, самая большая доля желающих грызть гранит науки отмечается среди мастеров садово-паркового и ландшафтного строительства (27,1%), дизайнеров (22–23%) и специалистов IT (например, по специальности «обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» данный показатель составляет 20%).

В то же время лишь менее 5% сварщиков, трактористов, слесарей-сборщиков, электромонтеров-литейщиков продолжают пополнять багаж своих знаний, поскольку они чаще трудоустраиваются по специальности сразу после получения диплома.

В Москве – акцент на вузы, в Санкт-Петербурге – на колледжи

Большую пищу для размышлений дает и перечень Топ-Регион – прежде всего с точки зрения сопоставления включенных в него профессий и специальностей и тех, по которым реально обучают в техникумах и колледжах конкретного субъекта РФ.

И выясняется, что почти в каждом регионе отсутствует подготовка в образовательных организациях СПО по тем или иным востребованным профессиям и специальностям, указанным в перечне Топ-Регион данного субъекта РФ. Исключение составляет Архангельская область, где обучение ведется по всем востребованным профессиям и специальностям, заявленным в данном перечне.

Доля «отсутствующих» профессий и специальностей из перечней Топ-Регион, по которым не ведется обучение системой СПО в самом регионе, в Кабардино-Балкарии и в Кемеровской области, составляет 36%, в Тверской области – 45%, а в Москве – 59%.

Такой высокий показатель столичного мегаполиса Лариса Бедарева объясняет тем, что здесь в силу большого числа вузов доступность для молодежи высшего образования значительно больше, нежели в других регионах, кроме того, по большинству специальностей ведется подготовка в вузах.

А вот в Северной столице наряду с большим количеством организаций высшего образования действует разветвленная сеть колледжей и техникумов, в которых можно получить разнообразные специальности: так, в 2021 году на 5,4 млн человек в Санкт-Петербурге приходилось 111 образовательных организаций СПО, а в Москве на 12,6 млн человек – 159 организаций (без учета приезжающих из других регионов).

Кроме того, в исследовании были выделены укрупненные группы специальностей, по которым в ряде регионов есть потребность работодателей, но нет выпускников системы СПО (по данным 2020 года). В их числе: «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники»; «Наука о здоровье и профилактической медицине», «Техносферная безопасность и природообустройство».

От музыкантов до товароведов

В Сибирском федеральном округе самая высокая доля трудоустроенных по специальностям из перечня Топ-Регион в Новосибирской области (89,8%); в Приволжском федеральном округе высокие позиции занимают Пензенская область (70,5%) и Республика Удмуртия (около 80%); в Дальневосточном федеральном округе – Республика Саха (Якутия) – 60%.

Также специалисты ЦЭНО РАНХиГС составили топ-максимумы и топ-минимумы по всем федеральным округам по трудоустройству выпускников СПО в соответствии со специальностями из перечня Топ-Регион.

Указанные списки отражают особенности экономики и потребности рынков труда регионов и возникающие по этой причине различия.

Например, ветеринары менее востребованы в Северо-Кавказском федеральном округе, но возглавляют топ-максимум в Северо-Западном.

Инструментальные исполнители, проще говоря – музыканты, лидируют в Уральском федеральном округе (83% трудоустроенных), они опережают даже специалистов по переработке нефти и газа (75,5%) и сварщиков (75%). В то же время музыканты находят себе меньшее применение в Южном федеральном округе (27,3%). Также почти сидят без дела под южным солнцем хоровые дирижеры (12,5% трудоустроенных) и специалисты в области декоративно-прикладного искусства (11%).

Зато топ-максимум по трудоустройству в соответствии с полученной специальностью в ЮФО возглавляют преподаватели начальных классов (89%), товароведы и эксперты качества потребительских товаров (87%), специалисты по дошкольному образованию (78%).

В Северо-Кавказском федеральном округе по доле трудоустроенных лидируют технологи консервов и пищеконцентратов (89,5%) и медсестры (62,8%); в Сибирском федеральном округе – операторы станков с программным управлением (91%) и слесари по обслуживанию и ремонту подвижного состава (90%).

Но есть и общие тенденции в трудоустройстве, которые выявляет сводный рейтинг всех регионов.

Верхние строчки в нем возглавляют «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Дошкольное образование». Такие специалисты высоко котируются в 6 из 8 федеральных округов. Не сильно отстают от них и специалисты в области «Фармация», которые успешно трудоустраиваются в 5 федеральных округах. При этом данная специальность по какой-то странной причине не включена в ТОП-50 по Российской Федерации.

Пандемия и рост инфляции оказывают негативное влияние на рынок труда

Результаты исследования комментирует Лариса Бедарева.

– Насколько совпадают Топ-50 Российской Федерации и Топ-Регион? Является ли региональный список Топ-50 самых востребованных и перспективных профессий ориентиром для регионов?

Специально мы такого анализа не проводили, но могу сказать, что примерно треть регионов брали список Топ-50 за основу, вычеркивая те специальности, которые не пользуются спросом на их рынке труда. При этом те профессии и специальности, которые действительно востребованы на местном рынке труда, не попадали в перечень, поскольку их изначально не было в списке Топ-50. Но, по моему мнению, такая позиция не очень правильная, потому что экономика каждого региона имеет свои индивидуальные особенности, и им правильнее было бы ориентироваться на свои потребности.

– Кто отвечает за составление топов востребованных специальностей на федеральном и региональном уровнях?

– По логике, такие списки должны формироваться департаментами (министерствами) труда и соцзащиты, но в некоторых субъектах РФ их составляли департаменты (министерства) образования на основе сведений из Департамента труда и соцзащиты. Для нас же в ходе исследования было намного важнее установить соответствие между профессиями и специальностями, востребованными на региональных рынках труда, и профессиями (специальностями), по которым обучают в колледжах и техникумах самих регионов.

И мы увидели, что в большинстве регионов некоторая доля востребованных профессий и специальностей на рынке труда не обеспечивается местными образовательными организациями СПО. Это приводит к оттоку молодежи в те регионы, где ведется такая подготовка, и зачастую они там же остаются, если есть возможность трудоустройства. Еще одна причина миграции – низкий уровень зарплаты или неподходящие условия труда в регионе проживания. Представители поколения Z ждут от работодателей некий бонус, например в виде предоставления бесплатного доступа к фитнесу или полиса добровольного медицинского страхования. Регионы должны анализировать причины низкого процента трудоустройства, особенно по профессиям и специальностям, которые пользуются спросом, и делать выводы, обновляя как сам перечень Топ-Регион, так и качество подготовки в системе СПО.

О чем свидетельствуют данные о продолжении образования по окончании колледжа?

– В этом случае ставилась задача показать, способствует ли та или иная специальность выходу на рынок труда или обучение в техникуме рассматривается как промежуточное звено между СПО и вузом. Раньше бытовало мнение, что образовательные организации СПО – это трамплин в высшее образование без сдачи ЕГЭ. Но оказалось, что это не так: в основном доля поступивших в вузы сразу после окончания техникума или колледжа не превышала 1213% максимум.

Некоторое число выпускников СПО продолжают свое обучение в этой же системе, но по другой специальности.

Можно ли сказать, что продолжили обучение те, кто не нашел работу?

– Такой однозначный вывод я бы не стала делать. Как показывают наши предыдущие соцопросы, ребята изначально не всегда идут на те специальности, которые им интересны, и в процессе обучения понимают свою ошибку. Проблема в том, что многие делают свой выбор по совету родителей, а те советуют исходя из своего жизненного опыта и личных предпочтений, что не всегда совпадает с запросами самих подростков. И тогда они продолжают обучение по другой профессии.

Чем можно объяснить максимальный процент трудоустройства музыкантов в Уральском федеральном округе?

Здесь надо учитывать разные факторы: число опрошенных из данного контингента, профиль организаций СПО в регионе. По всей видимости, в УФО много музыкальных училищ, достаточно известных и престижных, в них поступают ребята из других регионов. Большие возможности для трудоустройства таких специалистов дают не только филармонии, консерватории или театры, но и сфера дополнительного образования (детские школы искусств, хоровые кружки), которые популярны среди современных родителей.

– Почему в одних федеральных округах профессия ветеринара оказывается в топе, а в других, наоборот, не востребована?

Ветеринары востребованы там, где развивается животноводство – как, например, в Брянской области. Или в зависимости от наличия ветеринарных клиник в регионах. Еще надо учитывать тот факт, насколько доступно в регионе обучение в вузе подобного профиля. Кроме того, по окончании колледжа выпускники в основном устраиваются на должность помощника ветеринара, а вот после вуза они уже могут вести самостоятельный прием и делать хирургические операции. То есть после вуза возможности трудоустройства для таких специалистов значительно расширяются.

Также некоторая доля IT-специалистов продолжает образование в вузах после колледжей. В то же время учиться пять лет по этой профессии уже становится невыгодно, поскольку развитие и совершенствование образовательных программ в вузах не всегда успевает за развитием информационных технологий. Кроме того, многое зависит от качества обучения в колледже: если здесь применяют современные технологии обучения, то после этого для молодежи не имеет смысла учиться дальше, их квалификации оказывается достаточно для потребностей рынка труда. А если уровень обучения средний, то знаний для полноценного овладения профессией не хватает.

Почему в числе самых невостребованных специальностей в сводной таблице Топ-Регион оказались такие, как монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем и оборудования; специалисты по компьютерным системам и комплексам; механизаторы сельского хозяйства?

Что касается сантехников, то эти вакансии во многих регионах закрывают или мигранты из Средней Азии, или приезжие из других регионов (например, в Москве). Работодателям нужны уже квалифицированные специалисты с опытом работы, поэтому выпускников техникумов не всегда охотно берут. Кроме того, надо отметить и невысокую престижность данной профессии среди молодежи, особенно с учетом довольно низкой заработной платы.

Такая специальность, как компьютерные системы и комплексы, в таком широком формате уже становится неактуальной, сейчас получили распространение более узконаправленные специальности, такие как программирование, веб-дизайн, информационная безопасность и другие. Если говорить о специальностях в области сельского хозяйства, то все зависит от конкретных регионов и направленности их экономик на данный вид деятельности. Например, в Северо-Кавказском федеральном округе трактористы входят в десятку профессий, пользующихся немалым спросом (42% трудоустроенных).

Вы собирали данные по выпускникам 2019 года. С тех пор была пандемия, а сейчас – спецоперация. Есть ли предположения, прогнозы, гипотезы, как это отразилось на рынках труда, на трудоустройстве? Планируете ли вы продолжать исследования в этом направлении?

– Да, конечно, мы планируем делать и дальше анализ показателей трудоустройства выпускников системы СПО. Даже это исследование затронуло начало пандемии, которое пришлось на весну 2020 года. Дело в том, что в исследовании анализировались выпускники 2019 года, трудоустроившиеся во второй половине 2019 года и первой половине 2020 года. Так что частично начало пандемии уже отражено в приведенных данных.

Конечно, пандемия оказала влияние на рынок труда: в результате закрытия многих средних и малых предприятий высвободилось большое число высококвалифицированных работников, которые более конкурентны на рынке труда, нежели молодые специалисты.

Кроме того, ряд изменений в сдаче ЕГЭ (зачисление в 2021 году на бюджет в вузы проводилось в одну волну, в отличие от 2020 года, когда абитуриентам предоставлялся шанс поступить на втором этапе) и снижение материального благосостояния семей привели к увеличению потока молодежи в организации СПО. Нынешняя ситуация с высоким ростом инфляции также не улучшит материального положения семей, что, в свою очередь, снизит их возможности по найму репетиторов для подготовки детей к сдаче ЕГЭ на высокие баллы для поступления в вузы на бюджет, а также не позволит обучать детей на платной основе. Таким образом, выбор в пользу дальнейшего обучения в системе СПО станет приоритетным. Но нельзя забывать о том, что меняется и сама система СПО: планируется исключение ряда профессий, сокращение сроков обучения по некоторым специальностям, введение профессионалитета. Поэтому сказать о том, как эти изменения повлияют на систему СПО, можно будет только после дальнейшего детального анализа.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube