Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 9 декабря 2021 года. Одно из поручений касается включения в образовательные программы педагогических колледжей и вузов, а также курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации для педагогических работников дисциплины (модуля), направленной на раннее выявление предпосылок девиантного поведения у детей и подростков и оказание им своевременной педагогической, психологической и медицинской помощи.
– Это архиважное поручение. Я не устаю говорить и писать об этом последние 10 лет, потому что нарастает количество девиантных детей, и на одном из первых мест среди детских заболеваний – психоневрология. Если учителей не научат с этим работать, будет продолжаться катастрофа со стрельбой в школах, колледжах, университетах, как это было в Керчи, Казани, Перми и так далее.
Безусловно, на эти новые вызовы времени надо отвечать.
Это означает, что любой учитель, работающий в начальной, основной, старшей школе, должен знать основы медицины, дефектологии, психологии – не для того чтобы заниматься дифференциальной диагностикой (для этого есть специалисты и службы, которые мы начинаем возрождать), а для того чтобы они видели особенности детей и понимали, какие задания им следует давать с учетом зоны ближайшего развития.
Приведу пример: сегодня один из распространенных детских диагнозов – СДВГ. Это синдром дефицита внимания и гиперактивности, который можно выявить еще в дошкольном возрасте. Дети с таким синдромом интеллектуально сохранны, просто очень активны: они мешают вести урок, бегают по классу, а выгнать их за дверь учитель не имеет права.
И вот в одной из школ учительница была уволена с работы и попала под суд за то, что она одному из учеников с таким диагнозом заклеила рот и поставила в угол. Ее действия квалифицировали как психологическое насилие. Возникает вопрос: а кто учил этого педагога работать с такими детьми? Ответ: к сожалению, никто. СДВГ – это лишь одна из особенностей развития ребенка, а таких особенностей и отклонений можно назвать еще десятки. В этом смысле крайне необходима реформа и педагогического образования, и системы повышения квалификации учителей.