Это очень непросто, ведь экзамен по литературе предполагает знание большого количества текстов (прозаических и стихотворных). Школьник также обязан знать литературоведческую терминологию и уметь ее применять, выполняя задания. Но, как говорится, нет ничего невозможного для человека мотивированного.
Что я порекомендовала бы выпускникам, которые выбрали сдавать ЕГЭ по литературе?
1. Завести большую тетрадь, в которой будет собрана вся теория и выполнены задания с развернутым ответом.
2. Прочитать основные произведения русской литературы, знать содержание эпических, лироэпических и драматических произведений, ориентируясь на «Кодификатор».
3. Если время поджимает, можно воспользоваться ресурсом с кратким пересказом объемных произведений. Оговорюсь: рассчитывать на высокий результат в таком случае не стоит.
4. Выучить наизусть значение основных литературоведческих терминов. В оценке части заданий ЕГЭ есть критерий «опора на теоретико-литературные знания». Именно здесь оценивается знание теории.
Каждое задание на ЕГЭ по литературе требует дать развернутый ответ, написать мини-сочинение, и каждый текст становится научной работой в миниатюре.
Термины по литературе для ЕГЭ literatura100.ru – этот сайт очень поможет в решении данной проблемы. Остается только выучить и начать уместно и дозированно вставлять литературоведческие понятия в развернутые ответы и в сочинение.
5. Важно знать хотя бы несколько строк из стихотворений поэтов из «Кодификатора» по разным темам (дружба, любовь, Родина, природа, творчество, свобода, жизнь и смерть, одиночество, гражданская лирика), иначе выполнить 11-е задание будет невозможно. Я бы рекомендовала ориентироваться на творчество поэтов, которых проходили в школе (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, поэты Серебряного века и другие).
6. Уметь грамотно писать сочинения по литературе.
Важно знать структуру сочинения, постараться глубоко и всесторонне раскрыть указанную тему, уметь привести цитаты или включить в работу анализ эпизодов, также необходимо уместно вставить литературоведческие понятия, проанализировав их. Объем сочинения – 200 слов.
Пишите сочинение по плану, чтобы набрать наибольшее количество баллов:
- вступление (общая информация об авторе и произведении, переход к раскрытию темы),
- аргумент 1 (цитаты, анализ сцен, обращение к критике, литературоведческие термины),
- аргумент 2 (цитаты, анализ сцен, обращение к критике, литературоведческие термины),
- заключение (авторская позиция, ваше мнение по выдвинутой теме, выводы).
Сочинение оценивают по пяти критериям. Первый критерий – самый главный.
Если ученик написал сочинение не по теме, задание не оценивается по остальным критериям.
Сочинение не может ограничиваться несколькими предложениями, ведь они не раскроют тему в полной мере. Сочинение должно быть логично написано, формулировки должны быть точными, без фактических ошибок. В сочинении обязательно должна присутствовать личная позиция автора по выбранной проблеме. Не обойтись и без аргументации, и без небольших цитат. При этом лишней информации в тексте быть не должно, из-за этого эксперт может снять баллы.
7. Одиннадцатиклассник самостоятельно может отработать тестовую часть (семь заданий), сверяясь с ответами. Но для качественной подготовки развернутых ответов просто необходим учитель литературы или репетитор, который будет контролировать выполнение заданий 5, 6, 10, 11 и 12 (сочинение). Именно наставник поможет не допустить ошибки в этих заданиях, научит правильно сопоставлять тексты, чтобы набрать больше баллов.
8. Выберите проверенные сайты-помощники для подготовки.
Подготовка к экзамену не должна носить хаотичный или стихийный характер. Она должна быть систематической. Напишите план ваших действий и запланируйте определенный объем материалов для изучения на каждый день.