Качество образования // Колонка

Почему для собственного развития школа должна начать усложнять жизнь


Почему для собственного развития школа должна начать усложнять жизнь
Иллюстрация: phonoteka.org

Сложный год – сложные мысли. Все привычное рушится – что будет новой опорой, предметом гордости, пока непонятно.

Быт не так страшит, как люди, которые проявляются неожиданно и не всегда позитивно.

Я абсолютно убежден, что мы заслужили новые испытания, потому что зажрались. И тут заметно менее важно, кто и в чем прав или виноват. Ощущения неоправданного застоя у меня были довольно давно. В некотором смысле я ожидал какого-то «черного лебедя» уже лет 10. Когда мир столкнулся с эпидемией, я даже порадовался, решив, что это он и есть – тот самый черный лебедь. Жизнь дана для развития, а не для благоденствия. Чем дольше застой, тем мощнее новые испытания.

В контексте развития сложности как смысловой «дороги жизни» мое восприятие событий в системе образования неоднозначно. Разделенные на части ведомства воспринимаются мною диаметрально противоположно. Мне даже кажется, что их для того и разделили, чтобы одному облегчить круг задач, пока другое как-то удерживает status quo.

В системе высшего образования есть ощущение довольно активного поиска новых форм и форматов. В среднем образовании, которое Михаил Мишустин предложил переименовать, больше похоже на Тяни-Толкай:

  • ретроградная риторика про «единое образовательное пространство», которое по единым программам, учебникам, с пристрелками к форме и аллюзией к пионерии;
  • развитие цифровой образовательной среды, которая рвет все границы единообразия;
  • та же ЦОС подминает все больше под абсолютный контроль;
  • жесткие санитарные ограничения цифровых инструментов;
  • KPI проекта «Цифровое образование».

Военная жизнь поляризует и упрощает общество, выводит в высшие приоритеты простые варианты решений. Это не может не влиять на школу, которую все воспринимают как инкубатор идеологии, лояльных граждан. Если в жизни противостояние острое, то и в школе форматы ужесточаются. Радует, что градус упрощения не столь велик, как могло бы случиться.

Очень надеюсь, что в следующем году (чем раньше, тем лучше) противоборствующие стороны осознают границы своих возможностей и пределы допустимости своих издержек, чтобы договориться о новых границах мирного контроля своих пространств. Тогда и школа сможет переосмыслить свои цели, задачи, возможности и инструментарий, чтобы снова начать усложнять жизнь, готовить выпускников к более сложному миру.

Мне очевидно, что в новом мире ходить строем нужно уметь, но только в экстремальных случаях, когда возникает необходимость сплочения против единой внешней силы.

В нормальных условиях более успешен тот, кто может сам находить себе оптимальное по вкусу и возможностям место, способен суетиться сам, в своем ритме, в своем кругу общения, на своем уровне сложности.

Так что, несмотря на новогоднюю слякоть в природе и в душе, как заслуженная Баба-яга цифровой поляны образования призываю Деда Мороза и Снегурочку исполнить желания детей и вменяемых взрослых, независимо от их места дислокации относительно праздничной елки.

Сложного интересного мира нам – во всех смыслах этого слова!


Youtube

Другие статьи автора

Экзамен как рудимент

Предметом размышлений будет экзамен как инструмент в образовательном процессе. Зачем он? Какому запросу он отвечает? Какому противоречит? Каков он должен быть и должен ли быть вообще?

Новости





























































Поделиться

Youtube