Городское образование // Статья

Без формализма и обязаловки, в разных форматах: какой должна быть новая версия москвоведения


Без формализма и обязаловки, в разных форматах: какой должна быть новая версия москвоведения
Орлов С.В., заместитель Председателя Московской городской Думы

Преподавание москвоведения вновь становится актуальным. В 1997 году на фоне празднования 850-летия Москвы заметно возрос интерес к истории города, и этот предмет был включен в программу столичных школ. Однако со временем его изучение перестало быть обязательным и перешло в сферу внеурочной деятельности, дополнительного образования. Почему это произошло и какие новые подходы помогут увлечь современных школьников наукой об истории и традициях большого города?

Об этом шла речь на секции «Москвоведение 2.0. Перезагрузка», проходившей в рамках IX педагогического форума «Кадры московской школы: мотивация, навигация, коммуникация» с 7 по 12 ноября. Организаторы форума – Корпоративный университет московского образования и Единая независимая ассоциация педагогов города Москвы при поддержке столичного Департамента образования и науки.

И комплекс наук, и общественное движение

По мнению заместителя председателя Московской городской думы, руководителя рабочей группы по вопросам москвоведения и развитию Парламентской библиотеки МГД Степана Орлова, история Москвы становится важным элементом фундаментальных исторических исследований, включающих целый комплекс наук: археологию, филологию, классическую историю, историю искусств и архитектуры. Не менее важно и то, что москвоведение начало очень активно возрождаться и развиваться как общественное движение. То есть москвоведение, как считает Степан Орлов, становится межсферным направлением, которое «невозможно ни изучать, ни популяризировать, ни развивать, не опираясь сразу на несколько наук и на несколько отраслей человеческого знания».

И если глобальные исторические процессы далеки от понимания современного подростка, то история своего района, улицы или соседнего храма – намного интереснее.

Даже спальные районы, находящиеся за МКАДом, которые, казалось бы, так далеки от истории, тоже связаны либо с какими-то археологическими раскопками, в ходе которых обнаружилось присутствие здесь вятичей, или финно-угров, или других племён, либо это земли, на которых располагались усадьбы русских бояр, князей – аристократов.

А еще на этих территориях шли кровопролитные бои в 1941 году, и там сражались герои московского народного ополчения. Специальным законом, принятым Московской городской думой, в Москве установлена памятная дата – 11 октября, когда будет отмечаться День московского народного ополчения. Он станет напоминанием о трагических боях под Вязьмой (Вяземский котёл), в которых погибли от 80 до 90 процентов бойцов.

Все это – страницы московской истории, о которых нужно рассказывать и в школах, и в колледжах, и в вузах.

В отличие от столицы, где москвоведение присутствует только в дополнительном образовании, во многих регионах пошли по другому пути, включив изучение родного края в обязательную программу.

В столице пока не пришли к единому мнению по этому вопросу, что показала дальнейшая дискуссия на секции. Одни считают, что изучение этого курса должно быть добровольным в рамках дополнительного образования, другие настаивают на введении обязательного предмета, третьи полагают, что модули по москвоведнию логично было бы включить в курсы литературы, истории, географии, обществознания.

Тут есть над чем подумать, и эту непростую задачу, по мнению Степана Орлова, возможно решить только объединив усилия педагогической общественности, профессиональных историков, музейщиков, культурологов, урбанистов.

Научиться быть хозяевами своего города

«Москвоведение – междисциплинарное пространство, – продолжил тему заместитель председателя Комиссии по культуре и культурно-историческому наследию Общественной палаты города Москвы Филипп Смирнов. Мы должны пробудить в детях осознание, понимание, что москвоведение – это не навязанные знания, а практика осознанности.

Муниципалитеты немецких земель предлагают простое задание: детей просят подсчитать количество пожилых людей, которых они встретят по дороге, затем количество скамеек, фонарей.

Дети начинают чувствовать свою причастность к месту. Их вовлекают с малого окружения, с подсчета соседей, уровня обеспеченности района, и они начинают понимать, для чего делается благоустройство. Детей надо научить быть хозяевами Москвы».

Новые подходы для нового поколения

Методист Центра педагогического мастерства Департамента образования и науки г. Москвы, руководитель дидактического сайта «Страна Мастеров» Татьяна Проснякова представила проект «Край родной», который в настоящее время осуществляется не только в Москве (в пяти пилотных школах), но и в других регионах.

Разработчики проекта решили уйти от апробированных подходов, предложенных авторами предыдущего курса «Москвоведения», и создать принципиально новые. Почему они так поступили?

Как объяснила Татьяна Проснякова, поколение нынешних первоклассников сильно отличается от детей конца 1990-х, когда курс «Москвоведения» начали вводить в школах.

Опрос педагогов начальной школы, проведенный Центром педагогического мастерства Департамента образования и науки г. Москвы, показал, что современного первоклассника отличают такие качества, как эмоциональность, открытость, готовность воспринимать всё новое.

Кроме того, дети этого возраста обладают определёнными знаниями благодаря родителям и интернету. Важно принять во внимание и то, что первоклассники–2022 увлекаются творчеством и любят коллективные виды деятельности.

А с учетом того, что во многих столичных школах действуют музеи, экспонаты для которых были собраны силами самих учеников (об одном из них рассказал педагог дополнительного образования школы № 1476 Павел Золотарев), существуют экскурсионные программы для школьников, разнообразная система дополнительного образования и внеурочной деятельности, авторы новой версии москвоведения решили встроить свой проект во все перечисленные направления.

«Современное москвоведение должно стать экосистемой непрерывного развития для детей и взрослых. В эту систему вовлекается и всё окружение ребёнка – педагоги, родители, его друзья, а также вся та среда Москвы, в которой он живёт. Это музеи, другие школы, обязательное установление горизонтальных связей между школами и обмен опытом. Это другие социальные институты, которые могли бы детям помочь лучше узнать свой город», – убеждена Татьяна Проснякова.

Связующим звеном всех этих направлений становится учебно-методический комплект, включающий в себя, помимо традиционных учебников, творческие мастер-классы, лингво-краеведческий словарь, рабочие тетради, всевозможные динамические игровые пособия, наборы плакатов и различных устройств, помогающие детям успешно освоить курс.

Важной составной частью комплекта является цифровая платформа, на которую по QR-коду прямо со страниц учебников любой ребёнок, учитель, родитель попадает в интернет-пространство, где есть дополнительная информация по этому курсу.

Авторы проекта предусмотрели и систему повышения квалификации учителей, в рамках которой обучают методике организации детских конкурсов, творческих мастер-классов, посещение музеев и, конечно, общение с ведущими историками Москвы.

Как обустроить Боровицкий холм своими руками?

Задача проекта – дать детям не только теоретические сведения по истории Москвы или другого региона (по этой технологии проект реализуется во многих регионах страны, о чем уже упоминалось выше), но и привить навыки практической деятельности на занятиях творческих мастер-классов.

Яркий пример такого рода занятий – оформление Боровицкого холма, макет которого авторы курса позаимствовали в музее Москвы.

Вот как об этом рассказала Татьяна Проснякова: «Сначала создаётся основа – Боровицкий холм. Пожалуй, это единственный сложный момент для всего учебного процесса, потому что основу из пеноплекса нужно собрать учителю или родителям, или кому-то, кто в школе может помочь это сделать. Всё остальное – обклеивание, изготовление поделок – делают сами первоклассники и прекрасно с этим справляются. Каждый ребёнок «выращивает» ель, сосну (клеит из бумаги, лепит из пластилина. – Ред.). Он создаёт бор. После этого он никогда не забудет, почему холм называется Боровицким, с чего началась Москва, какой она была раньше. Ведь каждый посадит свою собственную сосну на этот Боровицкий холм. Потом постепенно они заселяют этот холм животными, создают лосей, птиц, тех животных, которые могли бы водиться в этом районе раньше. Дети делают это с огромным удовольствием. Когда они узнают о том, какие животные здесь водились, у них включается познавательный интерес. Они тут же хотят узнать, а где лоси сейчас? Куда они делись? И получают ответ. Они есть в Москве, на Лосином острове.

Они получают информацию от педагога, как можно съездить, увидеть, покормить лосей, они это и делают, и у них возникает настоящая живая мотивация больше узнавать о своём городе, формируется этот непрерывный познавательный интерес. И на третьем варианте макета (это всё тот же макет в развитии) на холме вырастает деревянный Кремль Юрия Долгорукого. Там появляются первые жители, первые домики с дерновыми крышами. Это всё постепенно, урок за уроком, делают дети в различных ситуациях. Либо они это делают во внеурочной деятельности, либо на продлёнке, либо модульно на различных предметах».

Иными словами, занятия можно проводить в разных форматах, причем ориентируясь на запросы детей, которые по итогам обучения и конкурсов выбирали наиболее интересные мастер-классы, и авторы курса вносили их в следующее издание книги. Таким образом дети становились соавторами, а содержание обновлялось.

На каком-то этапе к работе активно подключились детские сады, и аналогичные комплекты с учетом возрастных особенностей дошкольников были разработаны и для них.

«Это живая, развивающая, учебная среда, которая меняется с течением времени в процессе обучения», – констатировала Татьяна Проснякова.

Москвоведение в условиях мультикультурного города

О том, как проходит эта работа на практике и почему она так важна, рассказала директор «Школы в Некрасовке» Майя Булаева.

«Ни для кого не секрет, что Москва – это мультикультурный город, – подчеркнула она в своем выступлении. – И мы сейчас являемся центром притяжения людей из разных регионов, стран СНГ. Все стремятся приехать и сделать наш город ещё лучше. Но, к сожалению, очень немногие знают об истории нашего города, о его культуре, о его традициях. И мне кажется, что именно на этом необходимо сейчас сосредоточить внимание. Это должно стать некой объединяющей историей, потому что ребята в первые классы приходят абсолютно из разных семей».

По мнению Майи Булаевой, этот проект – «колоссальное подспорье прежде всего в работе учителя по адаптации первоклассников, поскольку в нем заложены и метапредметность, и развитие полезных навыков».

Однако для успешного воплощения этого нововведения необходимы не просто методические пособия, а курсы повышения квалификации, оплаченные за счет образовательной организации.

«И вот тогда, я думаю, этот проект принял бы массовый характер, и мы смогли бы не в рамках каких-то отдельных школ, а в рамках всей системы московского образования сделать этот проект неким связующим звеном. И это стало бы колоссальным развитием нашего города. Дети, которые посадили дерево на этом макете, потом выйдут на площадку и посадят дерево там. И они уже никогда это дерево не срубят. И не важно, в Москве они останутся жить или поедут в какие-то другие регионы нашей большой страны», – убеждена Майя Булаева.

Без массовки и формализма

Председатель Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы Мария Лазутова придерживается иного мнения насчет обязательного введения курса «Москвоведение».

По ее мнению, главной причиной исчезновения «Москвоведения» из программы столичных школ стал формализм.

Такие проекты, по мнению Марии Лазутовой, надо проводить не в массовом порядке, а только там, где детям интересно.

«Самое эффективное – начать преподавать москвоведение через учебный процесс по каждому предмету: история – свой модуль, география – свой. Нужны такие занятия, чтобы дети сами их просили. Если этого не будет, мы можем к 7–8-му классу забыть о москвоведении. Назидание детям не нравится, долгие разговоры тоже. Ребята должны уметь говорить сами, должны доказывать свою точку зрения, отстаивать ее», – убеждена Мария Лазутова.

Поэтому ключевой задачей такого предмета должно стать обучение культуре речи, то есть надо организовывать занятия таким образом, чтобы дети больше говорили.

И еще одно важное условие успешной реализации курса «Москвоведение» – применение разных методик и форматов в его преподавании с учетом особенностей детей.

«Должны быть разноформатные методики преподавания на год-два или три, а потом их нужно менять!» – считает председатель Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы.

Председатель Научно-образовательного союза «Родное слово» Константин Деревянко поддержал позицию Марии Лазутовой по развитию речи учащихся.

В своем выступлении он привел данные исследования Оксфордского университета, согласно которым более 70–75 процентов ирландских и британских школьников испытывают трудности со словарным запасом. Это приводит не только к снижению успеваемости по всем предметам и не самой успешной реализации выпускника в жизни, но ещё и к психологическим проблемам: дети, которые с трудом формулируют свои мысли, не могут нормально взаимодействовать и общаться. Одобрил Константин Деревянко и творческую направленность нового проекта «Москвоведение», потому что «язык творчества универсален для всех детей, для всех национальностей», независимо от места рождения.

«Нам нужно создать такую сетевую структуру, которая будет объединять педагогов, работников культуры, сферы дополнительного образования, государственных деятелей и, конечно, детей. Мы должны сами развиваться вместе с детьми, гибко, оперативно реагируя на все изменения», – отметил в заключение Константин Деревянко.

Фотографии предоставлены Корпоративным университетом г. Москвы


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube