Образовательная политика // Статья

В Красноярске на круглом столе Общества «Знание» обсудили общественно-государственный характер просвещения в России

18 ноября в Красноярске состоялся круглый стол Российского общества «Знание» об общественно-государственном характере просветительской деятельности в России. Мероприятие входит в серию обсуждений, одно из которых прошло 11 ноября в Санкт-Петербурге. Завершающее событие состоится 1 декабря в Москве.

В Красноярске на круглом столе Общества «Знание» обсудили общественно-государственный характер просвещения в России
Фото: Вести образования

Модератор мероприятия, сенатор Российской Федерации, член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дина Оюн задала тон дискуссии, отметив важность темы круглого стола. Она подчеркнула, что просветительством занимаются неравнодушные люди, и призвала всех участников взять на заметку практики, о которых расскажут спикеры в своих выступлениях.

С базовым сообщением выступила сенатор РФ, председатель Координационного совета Российского общества «Знание» Любовь Глебова. Она отметила, что сейчас очень важно понять, каким образом анализировать уже имеющийся опыт просветительской деятельности, в том числе региональный, и выразила надежду, что он будет представлен в ходе круглого стола. Любовь Глебова подчеркнула, что просветительская деятельность – это реальный инструмент для достижения того результата, который заложен в государственной политике.

«На сегодняшний день развитие личности нужно рассматривать как результат взаимодействия инструментов обучения, воспитания и просвещения. Это всё то, что мы называем словом “образование” с большой буквы», – заключила она.

Директор парка «Красноярские Столбы» Вячеслав Щербаков отметил важность эколого-просветительской деятельности и формирования экологического мышления. Эксперт рассказал о направлениях, в которых ведется работа с образовательными организациями: у заповедника есть лицензия и аккредитованная программа.

«Мы единственная в РФ территория, которая имеет лицензию на образовательную деятельность», – заявил Вячеслав Щербаков и подчеркнул необходимость применения полученных знаний на практике. Большой просветительской работой эксперт назвал и волонтёрскую деятельность, потому что через нее дети учатся бережно относиться к природе.

Режиссер, руководитель красноярского театра современного искусства «Этти Дети», организатор фестиваля «Театральный перекресток» Евгений Крайзель назвал фестиваль вершиной, на которой можно встретиться и обменяться опытом. На этих встречах происходит мотивационный толчок для дальнейшего творчества. Фестиваль актуализирует у детей стремление к саморазвитию и самопознанию. «Мы не воспитываем актёров, а формируем творческого человека, говорит эксперт, – интеллектуально и духовно развитого, думающего, открытого новому опыту! Театр является уникальным видом искусства, где у ребенка вовлечено в работу все – и мозг, и тело, и душа! Поэтому здесь очень важно кто занимается с детьми театром, кто формирует у него вкус, какие требования предъявляются к нему и по каким законам строится творческий процесс». Евгений Крайзель согласен с тем, что в каждой школе должен быть театр, но нужно привлекать профессионалов. Также эксперт отметил важность финансовой составляющей.

«Раньше фестивали проходили за счет родительских средств, а сейчас существует система грантов. Важно не бояться заявляться и иметь внутреннее обоснование того, что вы хотите сделать», – уверен Евгений Крайзель.

Руководитель ФКУ «Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», кандидат педагогических наук Елена Осипова отметила три важных аспекта просветительской деятельности: работа с целевыми группами, создание контента, доставка контента до аудитории, подчеркнув, что любой просветительский проект должен быть комплексным, качественным, доступным и интересным. Эксперт рассказала о работе с молодежью, которая занимает значительное место в направлениях деятельности центральной избирательной комиссии РФ.

«С одной стороны, нам важно обеспечить правовое просвещение нового поколения избирателей на основах избирательного права и составляющих избирательного процесса. С другой стороны, все мы понимаем, что будущее находится в руках молодежи, а потому избирательной системе важно сформировать свой собственный кадровый резерв», – подчеркнула Елена Осипова.

Вопросы правового регулирования просветительской деятельности осветил заведующий кафедрой образовательного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук Вадим Чеха. Эксперт рассказал о системе и особенностях правового регулирования просветительства и выступил с предложениями, в частности, распространения механизмов государственно-частного партнерства в отношении просветительской деятельности, регулирования статуса участников просветительских отношений, формирования инструментов просветительской деятельности и её регулирования на уровне субъекта Российской Федерации.

Обозреватель интернет-издания «Вести образования», историк Владимир Бацын выступил с докладом «Государственно-общественное управление: культурно-исторический аспект». «Знает ли внешняя по отношению к школе часть социокультурного ландшафта, что и как нужно школе?» – такой вопрос эксперт задал слушателям. Ведь кризис современной системы образования во многом определяется тем, что замкнутая школьная система слабо реагирует на сигналы внешнего мира. Владимир Бацын уверен, что участникам образовательных отношений нужен диалог, и его отсутствие создаёт проблематику просветительской деятельности.

В круглом столе приняли участие 190 человек, среди которых спикеры и эксперты федерального уровня в области образовательной политики, представители сферы образования и организаций, ведущих просветительскую деятельность, сотрудники региональных отделений Российского общества «Знание», организаторы просветительской деятельности. В очном формате присутствовали 46 участников и 7 спикеров.


Российское общество «Знание» ведет свою историю от советской общественной организации, основанной в 1947 году по инициативе представителей советской интеллигенции как «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний» (с 1963 года – Всесоюзное общество «Знание», с 1991 года – Общество «Знание России»). Члены Общества занимались популяризацией науки, читали лекции о достижениях советского хозяйства и промышленности. В 2016 году «Знание России» было преобразовано в Общероссийскую общественно-государственную просветительскую организацию «Российское общество “Знание”». 21 апреля 2021 года в Послании президента РФ Федеральному собранию РФ Владимир Путин заявил о необходимости перезапуска Российского общества «Знание» на современной цифровой платформе.

Больше информации о деятельности Российского общества «Знание» – на сайте и в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube