Качество образования // Статья

Общение, развитие, путь в профессию, жизненный успех – что дает ребенку дополнительное образование?


Общение, развитие, путь в профессию, жизненный успех – что дает ребенку дополнительное образование?
Фото предоставлено пресс-службой Московского дворца пионеров

27 октября в Московском дворце творчества состоялась научно-практическая конференция «Трансформация дополнительного образования: от лучших традиций до технологий будущего». Участники размышляли о состоянии дополнительного образования в столице, о проблемах и планах на будущее. Лейтмотив всех выступлений – дополнительное образование уже не просто дополняет основное, а выходит на первый план, обеспечивая успешное будущее ребенка.

От дошкольников до пенсионеров

«Самые успешные ученики, которые потом прославляют свой город и страну – это активные ребята, получившие знания в системе именно дополнительного образования. Потому что дополнительное образование – это ярчайший мотиватор для ребёнка, который даёт ему силы учиться в основной школе и осознанно получать знания в основной. Если до 12 лет ребёнок не заинтересовался системой дополнительного образования, то в будущем он не знает, куда себя приложить. И у нас возникает эта проблема. Поэтому к системе дополнительного образования надо относиться так же, как и к основной, так как именно здесь закладывается будущая профессия, именно здесь ребёнок раскрывается, именно здесь он получает мотивацию к получению дальнейшего образования через всю жизнь», – отметила в своем выступлении Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Ольга Ярославская.

Начальник Управления координации воспитательной работы дополнительного образования и профилактики правонарушений столичного Департамента образования и науки Николай Антонов рассказал о том, что в Москве 2 миллиона детей посещают кружки и секции, для них разработано и действует 130 тысяч различных программ. Системой дополнительного образования охвачены не только дети и подростки от дошкольников до студентов колледжей, но и люди пенсионного возраста благодаря программе «Активное долголетие». То есть дополнительное образование становится непрерывным и доступным для людей любого возраста.

Уже на сегодняшний день Москва выполнила те задачи, которые ставятся в концепции развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной правительством 22 марта нынешнего года. Например, если по данным 2022 года в среднем по России системой допобразования охвачены 77% детей от 5 до 18 лет, то к 2030 году этот показатель должен вырасти до 82%. Кроме того, планируется увеличить число субъектов РФ, выдающих сертификаты персонифицированного финансирования дополнительного образования, с 72 до 85.

«В регионах деньги до дополнительного образования не доходят, и поэтому там нужны сертификаты. В Москве финансирование дополнительного образования заложено в норматив на ребенка – каждый может записаться в кружок если не у себя в школе, то в соседней, в учреждении дополнительного образования, в колледже и вузе», – отметил Николай Антонов.

«Выбирай себе дружок, один какой-нибудь кружок»?

Действительно, максимальный охват столичных школьников дополнительным образованием подтверждают и данные исследований НИУ «Высшая школа экономики», проведенного в 2020 году. Согласно этим данным, в Москве только 8,7% детей не посещают кружки и секции, а в других регионах этот показатель значительно выше, причем он напрямую зависит от величины населенного пункта. Например, если в мегаполисах с населением более 1 миллиона не охвачены системой допобразования 13,9% школьников, то в городах поменьше, где проживает от 100 тысяч до 1 миллиона человек, этот показатель составляет 20%, а в селах – 24%. Причем более трети учеников, проживающих в сельской местности, посещают кружки именно в своей школе, поскольку других возможностей у них нет. В Москве 36% учащихся посещают кружки и в школе, и вне ее, а только за ее пределами – 41%, причем каждый пятый московский школьник совмещает занятия по трем и более различным программам допобразования. Так что рекомендация Агнии Барто – «Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок» – сегодня не актуальна. Общее время, которое тратят юные жители столицы на посещение кружков, составляет 6,4 часа в неделю. Это на час больше, чем в среднем по стране. Но это не означает, что можно почивать на лаврах и не думать о развитии, как утверждают московские управленцы.

По словам Ольги Ярославской, различным организациям, в ведении которых находятся площадки дополнительного образования (а в Москве это, кроме Департамента образования и науки, Департамент труда и социальной защиты, Департамент спорта, Департамент культуры плюс множество некоммерческих организаций плюс федеральные площадки, в числе которых ВДНХ, Сколково, вузы) должны консолидировать свои усилия и создать единый портал, позволяющий ориентироваться школьникам и родителям в поиске информации по теме дополнительного образования.

Пока же, по словам заместителя председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки Ольги Галузиной, родители получают разрозненные, порой случайные сведения или через рекламные объявления в интернете, или от других родителей, или руководствуясь собственными представлениями и не осуществленными в свои детские годы мечтами («вот у меня не было возможности заниматься хореографией, а ты иди»). Очень часто родители выбирают учреждение дополнительного образования по территориальному принципу, чтобы не надо было тратить время на дорогу. Но во всех перечисленных случаях мамы и папы очень редко прислушиваются к мнению самого ребенка, к его интересам и потребностям.

«Маршрут дополнительного образования должен учитывать распорядок дня ребёнка, и это следует понимать родителям. Насилие при развитии талантов и способностей неуместно. Кто об этом должен позаботиться? Психолог совместно с классным руководителем, с педагогом дополнительного образования», – рассуждает Ольга Галузина.

Кроме того, по ее мнению, необходимо поддерживать мотивацию ребенка, а это возможно только при условии непрерывности и системности занятий в сфере дополнительного образования. «Нельзя летом съездить в медицинский лагерь и поехать следующим летом в медицинский лагерь, в промежутке ничего не дав ребёнку. Результата просто не будет. Надо постоянно поддерживать сочетание заинтересованности в получении знаний и общении в коллективе, в поиске новых друзей», – убеждена Ольга Галузина.

От социализации к профориентации

В своем выступлении Ольга Галузина привела интересные данные по итогам опроса 1000 столичных родителей на тему: какие задачи вы решаете с помощью дополнительного образования? В результате этого мини-исследования выяснилось, что у родителей учеников 1–4-х классов дополнительное образование является инструментом всестороннего развития ребёнка и формирования навыков социализации. В средней школе к всестороннему развитию прибавляются задачи развития образовательных навыков, ранней профориентации и выбора профессии.

«Но родитель здесь четко разделяет: если ребенку нужна математика в школе, и вести её будет тот педагог, который преподает этот предмет, то дополнительное образование по этой дисциплине лучше получить именно в школе. Но если я хочу, чтобы мой сын или дочь поступили в Плехановский, то он пойдет на профильную математику уже вне школы», – подчеркнула Ольга Галузина.

А если заглянуть в результаты опроса родителей старшей школы, то задачи профориентации, которые дети и родители надеются решить с помощью дополнительного образования, встают на первое место.

Размышления о будущем

Этот тезис подтвердил директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. «Мы видим рост числа детей, которые включаются сегодня в трудовую, профессиональную, предпринимательскую деятельность, которые стремятся реализовать свои умения и навыки для заработка, для самореализации, потому что работа – это особый вид самореализации. Их не так уж и много, но их число растёт. И мы видим заинтересованность в том, чтобы приобретать знания, умения, навыки в школе и преимущественно в дополнительном образовании для того, чтобы использовать их для своего успеха в трудовой и профессиональной деятельности. И в этом смысле переплетение работы и обучения становится возможным, мы наблюдаем это уже сегодня», – констатировал ученый.

По его мнению, это новое явление очень хорошо вписывается в другой тренд – девальвацию формального образования, когда вузовские дипломы перестают иметь ту безусловную ценность, которая была раньше. Очень многие работодатели обращают внимание на конкретный опыт в той или иной деятельности, а, следовательно, чем раньше этот опыт будет приобретён, тем больше преимуществ у человека на рынке труда. И часто это рассматривается исключительно с точки зрения альтернативы университетам, чем объясняется увеличение потоков в колледжи.

«Нам нужно присмотреться в этом контексте к дополнительному образованию, потому что именно в этой сфере мы находим много конкретных специальных навыков, которые могут уже сейчас приносить ребёнку доход и помогать ему самоутверждаться – парикмахерское дело, вождение автомобиля, программирование, создание блогов, фотографирование, видеосъёмка. Но, кроме того, дополнительное образование по ряду исследований, пока ещё немногочисленных, формирует так называемые универсальные компетенции, которые важны вне зависимости от той предметной специализации, в которой человек трудится», – подчеркнул Сергей Косарецкий.

Поэтому он считает важным не только создание единой информационной базы по дополнительному образованию, но и адресных сервисов, на которых бы дети встречались с наставником-ментором по принципу Яндекса или Маркетплейса. Это помогло бы детям найти себе наставников из числа ярких людей, а наставникам – своих потенциальных партнёров и сотрудников. «Нам важны живые службы поддержки родителей и детей в выборе, консультировании, обратной связи, выстраивании индивидуальных траекторий. Здесь пока имеющиеся алгоритмы нам все вопросы не решат», – убежден Сергей Косарецкий.

По его мнению, в этой связи имеет смысл говорить о каком-то пилотном проекте типа Кидзании, но только не в игровом, а в реальном формате, где специалисты будут работать с рефлексией, целеполаганием, осознанностью выбора подростка, и одновременно фактически выстраивать реальные производственные процессы с монетизацией, с экономической отдачей. Это новый вариант коммуны Макаренко с содержательными идеями, сочетающими и труд, и профессию, и дополнительное образование, и воспитание.

Как считает ученый, пора отказываться от принципа школоцентризма с его жесткой регламентацией, нацеленностью на ЕГЭ и стандарты и с единственной перспективой поступления в вуз, а двигаться в сторону концепции «Город – пространство дополнительного образования», где все имеющиеся ресурсы работают на развитие детей. На самом деле в Москве это будущее реализуется уже сегодня.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube