Паата Шалвович Амонашвили – сын великого педагога и философа современности Шалвы Амонашвили. Он стал достойным продолжателем дела своего отца. Доктор психологических наук, социолог, писатель, президент Международного центра гуманной педагогики, он убежден, что за гуманной педагогикой – будущее. В своем интервью он рассуждает о причинах профессионального выгорания учителей, о способах мотивации учеников и об альтернативе гаджетам.
«Если есть безусловная любовь к ученикам, то она не зависит ни от каких требований, ни от жизненных сложностей, ни от зарплаты, ни от строгости директора»
– Паата Шалвович, вы как амбассадор гуманной педагогики ведете широкую просветительскую деятельность для учителей и родителей. На чём основывается гуманная педагогика?
– С одной стороны, гуманная педагогика основывается на трудах классиков педагогики. Это те великие мыслители, которые оставили очень обширное и глубокое наследие по воспитанию, по образованию, по обучению детей: Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Януш Корчак, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский и другие. И эта плеяда классиков включает еще единственную женщину – Марию Монтессори. С другой стороны, гуманная педагогика основывается на современных знаниях психологии, особенно на психологии развития и возрастной психологии. Самые значимые и великие представители – это известные психологи XX века, такие как Дмитрий Николаевич Узнадзе, Лев Семенович Выготский, Жан Пиаже и другие.
И вот на этих двух китах выстраивается гуманно-личностный подход к ученику.
– Чем, на ваш взгляд, отличается учитель гуманной педагогики от авторитарного?
– Учитель гуманной педагогики – счастливый человек. Он счастлив и утром, когда идет в школу, счастлив и вечером, когда идет из школы. И он намного меньше устает эмоционально и психологически. Намного меньше или вообще никогда.
Нет для учителей гуманной педагогики такого понятия, как эмоциональное выгорание, даже в конце учебного года, даже через несколько лет активной педагогической практики. Это учитель, который получает огромное удовольствие от общения со своими учениками.
Авторитарные учителя больше склонны контролировать своих учеников, больше склонны директивными методами принуждать учеников к тому, что на благо самим ученикам: к получению знаний, выполнению домашних заданий и так далее. Когда мы что-то контролируем и кого-то принуждаем к чему-то, естественно, это утомляет, изматывает. Поэтому авторитарные учителя – часто уставшие, эмоциональное выгорание среди них – распространенное явление.
– Сегодня учитель в школе сильно загружен, прежде всего, отчётностью: введены новые правила, предметы, новый ФГОС. Как учителю в таких не очень комфортных условиях сохранить любовь к ученикам?
– Вся гуманная педагогика не о том, составлять отчеты или не составлять, подчиняться требованиям или не подчиняться. Она касается отношений. Что главное в отношениях, когда мы говорим о гуманно-личностном подходе? Это в первую очередь любовь учителя к ученику и ответная любовь ученика к учителю. И здесь подразумевается любовь безусловная. Если я ношу в себе такую необусловленную любовь, она не зависит от того, хорошо ли себя ведет ученик или плохо, нужно ли мне составлять отчеты или нет, проснулся ли я рано или не спал ночью, или раздражал меня кто-то по дороге. Если безусловная любовь к ученикам есть, то она не зависит ни от каких требований, ни от жизненных сложностей, ни от зарплаты, ни от строгости директора. И как только закрывается дверь классной комнаты, учитель может создавать атмосферу любви и ауру любви в своём классе. И тогда отношения будут намного лучше, и мотивация у детей повысится. Устанавливается другой процесс обучения, отличный от авторитарного. Что этому может помешать? Или что этому может поспособствовать? Помешать в принципе ничего не может. А поспособствовать этому может работа учителя над своим внутренним миром, чтобы повысить это чувство любви. Только поработав над своим внутренним миром, можно это чувство увеличить.
Учеба без принуждения: как этого добиться?
– Один из самых наболевших вопросов – интерес к обучению. Как мотивировать ребенка учиться? Как приучить его самостоятельно выполнять домашние задания?
– Я слышу этот вопрос очень часто. Авторитарный подход, распространенный во многих школах, подразумевает, что ученик будет получать домашнее задание, но, скорее всего, не будет мотивирован его выполнять. И поэтому нужны средства принуждения. А какие средства принуждения? Начинаем обычно с легкого: настоятельно попросить ребенка, потребовать... Но это почти что не работает. Следующий уровень принуждения – это отметки. Надо принудить отметками. Двойку получишь – будут последствия. Будет много двоек, будут еще худшие последствия – из школы выгонят. Или самое худшее – показать ребенку бомжа и сказать – ты таким будешь, если домашнее задание сегодня не сделаешь. Это тоже распространенная форма принуждения. Дальше идет еще и наказание посерьезнее. В комнате запереть, в угол поставить, мороженое не купить, прогулки лишить, гаджетов лишить, в конце концов. Всё это формы принуждения, которые есть, но они не работают. Они приводят к противоположному эффекту.
Принудительные домашние задания приводят к нежеланию и потере мотивации. Если меня принуждают что-то сделать, то я сделаю, но сразу после этого постараюсь забыть. Так и забываются 80–90 процентов всех школьных знаний. Все, что мы учим, когда нас принуждают, мы сразу же забываем после экзамена.
– Какие же средства без принуждения будут работать? Что делать с пресловутым домашним заданием учителям и родителям?
– Гуманные учителя используют другие приемы. Иногда они говорят: «Если вы захотите сделать мне завтра сюрприз, то выучите стихотворение и прочитайте его перед классом». А кому не хочется сделать сюрприз любимому учителю? Если ученик любит учителя, то почему бы не потрудиться, парочку строчек выучить, чтобы сделать сюрприз. Притом что никто его к этому не принуждал. Вот примерно так, возможно, и повышается мотивация у учеников. И это дело учителя.
А еще следует обратиться к внутренним природным силам, которые есть в каждом ребенке. Ребенок хочет чувствовать себя взрослым, свободным, чтобы следовать своему выбору.
В реальности учитель не делает ребенка взрослее, конечно, но в отношениях можно дать почувствовать, что он взрослый. Тогда на фоне взрослости, на фоне выбора, на фоне любви к учителю мотивация непременно будет повышаться.
Пикник на обочине, настольные игры, личный пример и другие альтернативы гаджетам
– Существует ещё одна проблема – гаджеты, соцсети и смартфоны, которые, кстати, во многих школах запрещены. Есть ли у вас в семье, у вашей внучки-подростка проблемы с гаджетами? Как вы с этим справляетесь?
– Что могу предложить из своего личного опыта.
Прежде всего – изучить то, чем увлекается ваш ребенок. Если моя 15-летняя внучка увлеклась корейской поп-музыкой, то я начинаю её изучать, слушать, читать о ней. Если родители не изучают увлечения ребенка, то и нет повода для общения. Это некая стена, которая проявляется в словах подростков или детей, которые говорят родителям: «Тебе это не интересно». Я могу не любить то, что увлекает мою внучку, но внучку-то я люблю! Вот потому я начинаю изучать то, что уже стало частью ее мира. Как только мы узнаем, у нас сразу появляются и темы для общения. И о корейской поп-музыке я могу общаться с внучкой, о сериалах, которые она смотрит, об игре, в которую она время от времени играет. Иногда мы вместе играем. Так и начинается общение. Я не говорю ей: выключи, перестань играть, а прошу рассказать об этой игре. И внучка рассказывает. Но она не всем будет рассказывать. Ребёнок откроется только непредвзятому слушателю. Вот хотелось, чтобы такими мы – бабушки, дедушки, родители, учителя – стали. Кроме того, я предлагаю как раз подумать о том, что предложить ребенку взамен.
Ведь контент, которым ребенок увлечен, воспитывает его вместо нас. Если ребенок в течение четырех часов что-то смотрит, во что-то играет, то всё, что он смотрит и всё, во что он играет, его и воспитывает. Поэтому необходимо предложить ребенку альтернативы виртуальному миру: настольные игры, путешествия, походы, экспедиции, спортивные активности или пикник на обочине. Я бы ежедневно старался проявлять творчество и искать эти возможности, вместо того чтобы просто запрещать.
Еще один способ отвлечь от гаджетов – свой собственный пример. Как и когда мы сами отказываемся от гаджетов?
Если мы устанавливаем правила для ребенка, например, что перед сном нельзя пользоваться гаджетами, то пусть это правило будет для всей семьи. Можно установить в семье правило: например, после семи вечера не пользуемся гаджетами. Или устроить в воскресенье свободный от мобильных устройств день, куда-нибудь уйти и взять с собой обычный фотоаппарат, чтобы радость запечатлеть. Если мы устанавливаем правила для ребенка, то пусть они распространяются, в том числе, и на взрослых. Семейные правила ребенком будут больше приниматься, нежели правила только для него.
Так я стараюсь общаться с детьми вокруг меня, и в большинстве случаев это мне помогает. Надеюсь, что эти советы кому-то еще принесут пользу.
«Чтобы произошли изменения, требуется новое поколение учителей»
– Как вы считаете, будет ли когда-нибудь так, что гуманными будут все учителя?
– Я верю, что в каком-то будущем действительно так и будет. Гуманная педагогика – это педагогика будущего. И не только гуманная педагогика, но вся классика педагогики – это педагогика будущего. Все классики далеко-далеко вперед опережали свое время. И сегодня практически ничего из того, о чём они писали, не достигнуто. Мы топчемся на месте. Но в каком-то будущем это, наверное, произойдёт. Хотя это будет не скоро. Чтобы произошли изменения, требуется смена нескольких поколений, новое поколение учителей. Вот что нужно для того, чтобы гуманная педагогика реально распространилась дальше и шире. Обучение прямо со студенческой скамьи – именно здесь и закладывается будущее идей гуманной педагогики. И эти идеи никому из нас не принадлежат. И даже то, что именно Шалва Амонашвили предложил нам термин «гуманная педагогика», не значит, что он что-то изобрел. Об этом подходе в воспитании и образовании давно известно, и ничего здесь нового изобретать не нужно. Нужно просто вдуматься, перечитать классику педагогики. И добавить к этому труды в области психологии. Это и есть основы гуманной педагогики и основы лучшего воспитания и образования.