Если отец Алисы Тепляковой не хочет понять (будучи психологом), что ребенок в девятилетнем возрасте может, конечно, знать больше, чем 20-летний человек (впитать знаний, я имею в виду). Но у него не будет 11-летнего опыта налаживания контактов, выработки психологических защит для выживания и приспособления к окружающей среде. Общения со сверстниками – ведь в университете нет, кроме нее, ее сверстников.
А более взрослые дети очень не любят (за редким исключением) общаться с «малышней» – им со сверстниками интереснее. И даже если бы сокурсники приняли Алису в свой круг, то Алисе это тоже не принесло бы пользы. В более «зрелом» возрасте у них и интересы «взрослее» – Алисе в девять лет еще рано стремиться за ними. Да и «не доигравший» в детстве ребенок будет «доигрывать» то, что не доиграл.
И вообще – спрашивал ли кто саму Алису – чего она хочет? И даже спрашивать здесь бесполезно – она на сознательном уровне скажет так, как хочет ее папа – это ее защита в данной ситуации. Здесь нужна психолого-педагогическая экспертиза психологического состояния ребенка. Мне ее искренне жаль.
Спасибо Александру Григорьевичу Асмолову, что он поднял эту тему. Только вряд ли это поможет Алисе избежать серьезных психологических трудностей в будущем. Они уже получены ею. А сильный и взрослый папа забыл, как он был ребенком, и тем более – не был девочкой. И понять ее он просто не может хотя бы только поэтому. Многие взрослые строят, например, детские городки, площадки, стараются, но ступеньки делают на высоте своей ноги, вешалки для одежды – на своей высоте, не понимая, что есть люди ниже их и им не достать... Не потому, что они плохие или глупые – просто они не умеют встать на позицию другого человека. Я в одном заведении видела зеркало, в которое мог посмотреться только человек очень высокого роста – видимо, его вешал очень высокий человек.
Но вся задача в том, захочет ли папа Алисы начать с себя, учиться понимать себя – чего же он хочет на самом деле: видеть счастливого, физически, психически и социально здорового ребенка или попасть в Книгу рекордов Гиннесса?
Хочет ли он понимать и просто слышать своего ребенка? Или ему наплевать на него, а важно только то, чего хочет и считает важным он сам? И вообще, если его ребенок так интенсивно учится – отдыхает ли он? Давно ли папа ходил с дочкой Алисой на каток, в лес, что он делал вместе с ней? Или он сидел на диване и смотрел в свой телефон или компьютер, а дочь – в свой, и уже больше не хотела ему ничего сказать или попросить? Мне очень хотелось бы задать отцу Алисы еще много вопросов, чтобы понять ее психическое состояние. Извините за многословие.