Городское образование // Ключевой вопрос

«Спрашивал ли кто-то саму Алису – чего она хочет?»

Комментарий читательницы «Психологической газеты» Нины Ткач.
  • 28 января 2022

«Спрашивал ли кто-то саму Алису – чего она хочет?»
Фото: ozy.com

Если отец Алисы Тепляковой не хочет понять (будучи психологом), что ребенок в девятилетнем возрасте может, конечно, знать больше, чем 20-летний человек (впитать знаний, я имею в виду). Но у него не будет 11-летнего опыта налаживания контактов, выработки психологических защит для выживания и приспособления к окружающей среде. Общения со сверстниками – ведь в университете нет, кроме нее, ее сверстников.

А более взрослые дети очень не любят (за редким исключением) общаться с «малышней» – им со сверстниками интереснее. И даже если бы сокурсники приняли Алису в свой круг, то Алисе это тоже не принесло бы пользы. В более «зрелом» возрасте у них и интересы «взрослее» – Алисе в девять лет еще рано стремиться за ними. Да и «не доигравший» в детстве ребенок будет «доигрывать» то, что не доиграл.

И вообще – спрашивал ли кто саму Алису – чего она хочет? И даже спрашивать здесь бесполезно – она на сознательном уровне скажет так, как хочет ее папа – это ее защита в данной ситуации. Здесь нужна психолого-педагогическая экспертиза психологического состояния ребенка. Мне ее искренне жаль.

Спасибо Александру Григорьевичу Асмолову, что он поднял эту тему. Только вряд ли это поможет Алисе избежать серьезных психологических трудностей в будущем. Они уже получены ею. А сильный и взрослый папа забыл, как он был ребенком, и тем более – не был девочкой. И понять ее он просто не может хотя бы только поэтому. Многие взрослые строят, например, детские городки, площадки, стараются, но ступеньки делают на высоте своей ноги, вешалки для одежды – на своей высоте, не понимая, что есть люди ниже их и им не достать... Не потому, что они плохие или глупые – просто они не умеют встать на позицию другого человека. Я в одном заведении видела зеркало, в которое мог посмотреться только человек очень высокого роста – видимо, его вешал очень высокий человек.

Но вся задача в том, захочет ли папа Алисы начать с себя, учиться понимать себя – чего же он хочет на самом деле: видеть счастливого, физически, психически и социально здорового ребенка или попасть в Книгу рекордов Гиннесса?

Хочет ли он понимать и просто слышать своего ребенка? Или ему наплевать на него, а важно только то, чего хочет и считает важным он сам? И вообще, если его ребенок так интенсивно учится – отдыхает ли он? Давно ли папа ходил с дочкой Алисой на каток, в лес, что он делал вместе с ней? Или он сидел на диване и смотрел в свой телефон или компьютер, а дочь – в свой, и уже больше не хотела ему ничего сказать или попросить? Мне очень хотелось бы задать отцу Алисы еще много вопросов, чтобы понять ее психическое состояние. Извините за многословие.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube