Хроника происшествий // Тема дня

Месть за одиночество: с чем не смог справиться пермский стрелок

Владимир Кудрявцев обозначил главную проблему – дети психологически брошены взрослыми.

Месть за одиночество: с чем не смог справиться пермский стрелок
Фото: Pinterest

20 сентября в Перми произошла трагедия. Восемнадцатилетний Тимур Бекмансуров открыл стрельбу в Пермском государственном университете, где учился и сам. Известно, что ранее Бекмансуров разместил большой пост, в котором описал не только свои намерения устроить шутинг, но и процедуру получения разрешения на оружие. «Произошедшее не является терактом (по крайней мере с юридической точки зрения). Я не состоял в экстремистских организациях, был не религиозен и аполитичен. Никто не знал о том, что я собирался сделать, все действия я проводил самостоятельно», – также говорится в письме.

Случай в Перми – не единичный, как и намерение совершить подобное. И это самое страшное. Мы спросили доктора психологических наук, профессора МГПУ и МГППУ Владимира Кудрявцева о возможных причинах преступлений, приводящих к необратимым последствиям.

– Владимир Товиевич, исходя из той информации, которой вы владеете на данный момент, можно ли предположить, почему случилось то, что случилось? Что движет шутерами?

К сожалению, история трафаретная. Этот поступок студента – месть за одиночество, с которым он не справился. Совершенно понятно, что отношений с родителями у парня не было. При этом мама прекрасно знала, (о чём сообщают в СМИ), наедине с чем остался сын: с компьютером и оружием.

Добавьте к этому фон беспрецедентной агрессии в обществе, которое стало нормой повседневной жизни.

Детское и подростковое одиночество – это совсем не то, что одиночество взрослого человека. Для взрослого одиночество может быть полезным, порой необходимым, но не всегда его может пережить подросток. Часто оно заканчивается летальным исходом: либо убийством других, либо убийством себя. Детское одиночество, усиленное подходом, который описывается в формуле «простое решение сложных проблем», характерным и для сети, и для реальных отношений взрослых, с огромной вероятностью вводит подростка в зону риска. Произошедшее оказалось для стрелка простым способом решения сложной проблемы одиночества. Он убивал как патологически одинокий человек – молча и без эмоций шёл и стрелял в разные стороны.

– Что делать и как это предотвращать?

– Главное, что нужно сделать – перестать думать, что детское одиночество – безобидная вещь. Профилактика необходима с раннего детства. Предоставляя ребенку полную самостоятельность, мы рискуем оставить его в зоне одиночества, которую принимаем за «зону ближайшего развития», и не всегда видим, что он подает нам условные знаки, которые сообщают о том, что у него есть проблемы.

Отношения в семье, неважно, в полной или нет, – главное условие.

Родители должны присутствовать в жизни ребёнка, даже если они разошлись и не присутствуют в жизни друг друга.

А ребёнок должен знать, что может обратиться к ним с любой проблемой. Ведь дети перестают обращаться к родителям, потому что те «всегда заняты» и не реагируют на них. Родители решают внешние проблемы, но не главные. А дети предоставлены сами себе.

– А что могут сделать образовательные учреждения?

– Могу предположить, что сейчас будут усилены меры безопасности и воспитательная работа. На самом же деле нужно дать возможность психологам образовательных организаций работать с каждым ребёнком в отдельности, освободив их при этом от массы того, чем они не должны заниматься. Предварительно их, конечно, надо этому научить. И, повторюсь, всем без исключения взрослым надо, простите, вбить в голову, что проблема детского одиночества сегодня ключевая. Дети психологически брошены взрослыми, причём самыми близкими.



Новости





























































Поделиться