Уровень образовательных результатов в России может значительно повыситься, если обучение будет направлено на формирование новых навыков, ориентированных на современный рынок труда, отмечается в новом докладе Всемирного банка «Новые навыки для нового времени: обоснование региональной политики».
Российская система образования традиционно отличалась высокими показателями результативности и эффективности, а российские учащиеся занимают лидирующие позиции в мире. Однако сегодняшний рынок труда требует «навыков XXI века», т.е. комплекса навыков, знаний и опыта, которые необходимы учащимся для того, чтобы добиться успеха в современном мире.
«Российская система образования могла бы обеспечить повышение качества преподавания и улучшение образовательных результатов, если бы была больше сфокусирована на формировании навыков XXI века», – отмечает Тигран Шмис, старший специалист Всемирного банка в области образования.
По мнению Шмиса, существует тесная взаимосвязь между качеством школьной среды, инновационными методами обучения, восприятием школы учащимися и образовательными результатами.
Но пока 38% российских школ не оборудованы учебными мастерскими, а 46% – научными лабораториями. При этом 77% образовательных учреждений не имеют специальных помещений для проведения интегрированных занятий, стимулирующих развитие новых навыков и умения работать в командах.
Организационные формы обучения детей, физические параметры образовательной среды и психологический климат в школе – все это оказывает воздействие на успеваемость учащихся.
Проведенное исследование позволяет понять, как эти факторы связаны с формированием навыков учащихся, включая навыки XXI века и цифровые навыки.
Как школы могут улучшить свою работу: рекомендации Всемирного банка
- применять инновационные методы обучения;
- расширить масштабы использования технических средств и повысить качество образовательной среды в классах;
- предоставлять школам на равных условиях технические средства;
- руководителям уделять первоочередное внимание предотвращению травли детей в школах и разработке мер поддержки, обеспечивающих формирование благоприятного климата в школе.