Экспертное мнение // Новость

«Олимпиады и ЕГЭ – это как красное и горячее – их результаты нельзя сравнивать»

Почему победители олимпиад занимают в вузах большинство бюджетных мест? Комментарий научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского.

«Олимпиады и ЕГЭ –  это как красное и горячее – их результаты нельзя сравнивать»
Фото: blog.vlacs.org

Финал приемной кампании в российские вузы состоится 17 августа. Решается судьба сотен тысяч абитуриентов: ректоры подписывают приказы о зачислении на первый курс тех, кто поступал на бюджетные отделения по результатам Единого госэкзамена. Но, как показали предварительные итоги приема, кое-где все бюджетные места уже заняты победителями и призерами олимпиад, а также стобалльниками. Как так вышло? Обычным егэшникам уже не пройти на бюджет? Как «помирить» олимпиады и ЕГЭ? Есть ли выход из сложившейся ситуации?

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»:

– Олимпиады и ЕГЭ – совершенно разные вещи. Это как красное и горячее – их результаты нельзя сравнивать. ЕГЭ оценивает, строго говоря, уровень освоения школьной программы. Я бы даже сказал жестче: объем освоения программы. Олимпиады оценивают развитие мышления, его креативность, способность находить решение даже за пределами условия. Проще говоря, олимпиадное движение не выявляет тех, кто больше всех знает, или тех, кто лучше всех запомнил программу.

Единый госэкзамен был задуман как единая система перевода детей с уровня общего образования на уровень высшего профессионального. Сейчас мы видим, что идейно это уже не совсем так: есть олимпиады, есть целевые места...

Но если есть Единый экзамен, то все остальные «пути» должны к нему подстраиваться. Как? Например, можно было бы пересмотреть вес и значение результатов олимпиад. Как вариант – учитывать результаты олимпиад в качестве индивидуальных достижений, которые дают дополнительные баллы к ЕГЭ.

Вполне рабочая гипотеза. Но было ошибкой устанавливать такого рода правила для всех вузов централизованно. Правильнее было бы дать вузам право самим устанавливать соотношение олимпиадников и обычных абитуриентов – в зависимости от того, что нужно. Нестандартное мышление, креатив, представление, например, о физической картине мира? Берите больше олимпиадников. Вам нужны студенты, которые больше всех знают, владеют курсом физики? Берите в первую очередь тех, кто идет по ЕГЭ.

Но когда мы говорим о соотношении мест, речь идет об изменении контрольных цифр приема. А это уже зависит от минобрнауки. И это сложное решение из области образовательной политики.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Fb, Vk, Instagram, Одноклассники, Яндекс.Дзен.



Новости





























































Поделиться