С основным докладом выступит основатель Global Education Futures, эксперт Сколковского центра трансформации образования Павел Лукша.
Он расскажет о двух книгах – это «Педагогика угнетенных» Паулу Фрейре и «Освобождение от школ» Ивана Иллича, в которых представлен альтернативный взгляд на то, каким должно быть образование.
Обе работы были написаны в начале 1970-х годов и отражают исторический контекст той эпохи: деколонизацию (в частности, в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии);студенческие волнения 1968 года; движение хиппи и «расширение сознания», расовую справедливость и ЛГБТ; ренессанс марксизма и моду на маоизм.
Не случайно оба автора призывают уйти от школы принуждения и подавления личности к «ученикоцентрированной» системе и «экономике самореализации», от автоматического усвоения информации – к самостоятельному познанию, предлагая альтернативные модели.
Например, Фрейре разработал модель «постановки проблем», когда учитель и ученик открыты к диалогу, к совместному обучению, исследованию прошлого и настоящего.
Иван Иллич выступил с идеей «сетей совместного обучения» (learning webs), которую нельзя было реализовать в 1970-е по техническим причинам, но это стало возможным и востребованным в последние 10–15 лет, когда миллионы людей получили доступ в Интернет.
По мнению Павла Лукши, на горизонте 20–30 лет человечество совершит переход либо к «системной свободе», либо к «системному порабощению».
Выбор этого будущего напрямую зависит от того, как сегодня будет учиться поколение, которому предстоит создавать этот новый мир и жить в нем. Поэтому вопрос о создании ученикоцентрированных систем, освобождающих человеческую личность для подлинной самореализации – важны как никогда.
Присоединиться к клубу можно на странице