В Министерстве просвещения заявили, что не планируют вводить цифровой профиль для всех школьников, и решать, заводить его или нет, будут родители. Об этом заявил директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Павел Кузьмин. Он также уточнил, что портфолио станет аналогом папки с достижениями ребенка, где будут собирать положительную информацию, а не «черные метки». Основатель проекта «Е-проф» Александр Молчанов считает, что к инициативе по созданию цифрового профиля человека в образовательной сфере можно относиться по-разному.
Будем честными, у каждого на сегодняшний день есть как минимум несколько профилей в социальных сетях, профили в банковских приложениях, профиль в смартфоне, наконец. Поэтому профили в нашей жизни так или иначе уже присутствуют.
Создание цифрового профиля в образовательной сфере интересно в плане сбора информации не только для портфолио о достижениях ребенка, но и вообще всех данных, которые могут сопровождать учебный процесс.
Там могут складироваться отметки, замечания, комментарии педагогов, то есть фактически вся информация о том, насколько быстро или медленно учится ребенок, успевает ли за программой, какие кружки посещает.
Это всё может иметь важное значение для такого относительно нового направления, как доказательная педагогика, когда прогнозы строятся на том опыте, который у человека имелся, и уже в соответствии с этим опытом появляются рекомендации по построению индивидуальных образовательных траекторий. А мы знаем, что индивидуальные образовательные траектории – это тренд последних нескольких лет. Так что с этой точки зрения появление цифровых профилей школьников – очень важная и полезная инициатива.
С другой стороны, есть определённые проблемы и ограничения, которые следует учитывать.
Прежде всего мы должны понимать, если профиль заводится при поступлении ребёнка в детский сад или школу и будет фактически нестираемым, на него не будет распространяться право на цифровое забвение в мобильном формате.
То есть, скорее всего, профиль будет один на всю жизнь, он будет кочевать вместе с его владельцем из школы в школу, из города в город. Почему это не очень хорошая история?
У ссовременных детей должна быть возможность изменить свою жизнь и свою образовательную траекторию и не думать о том, что, если он в предыдущей школе учился плохо, то об этом обязательно узнают в новой школе.
Еще один момент, о котором надо помнить: собирается база данных на весь кадровый потенциал страны. Это огромнейший стратегический ресурс, к которому будут определенно искать ключики другие страны, потому что одно дело, когда работодатель может получить человека после обучения в вузе, вербовать его на работу, предлагать лучшие условия, мотивацию для переезда, компенсации, исследования и всё остальное. А другое дело, когда работодатель начинает гоняться за талантами уже с детского сада, отслеживая образовательную траекторию и подбирая тех людей, которые могут быть в будущем потенциально интересны.
Кроме того, если работодатель инвестирует в развитие будущего сотрудника на ранних стадиях, человек может ещё не осознавать свою ценность. Даже решение о выборе места проживания и о том, что для него Родина, он делает неосознанно. В более сознательном возрасте он уже будет заложником тех решений, которые были приняты ранее. Например, получил грант на обучение в зарубежном вузе и уехал учиться в Европу, или получил хорошее предложение перейти в старшую школу другой страны. Поэтому желательно, конечно, чтобы такие базы, создаваемые с профилями, со стратегически важной информацией, создавались как минимум на отечественном софте, чтобы максимально была обеспечена безопасность.
А вообще, по большому счёту, цифровой профиль ни что иное, как отсылка к некогда нашумевшей государственной информационной системе «Контингент», которая на последней стадии была остановлена и не запущена в опытную промышленную эксплуатацию, хотя региональные сегменты уже создавались. Так что для создания цифрового портфолио на сегодняшний момент никаких ограничений нет. Более того, это давно назревший шаг. Хотелось бы, конечно, чтобы мы не только отрабатывали и реагировали на изменения внешней среды, но и были немного проактивными.
Если бы система «Контингент» была запущена лет пять-шесть назад, то сейчас мы говорили бы уже не о едином портфолио, а об отказе от аттестатов о среднем образовании.
Может быть, даже об отмене ЕГЭ, поскольку вся текущая успеваемость и все параметры человека можно было бы рассчитать по его образовательной активности, и не нужно было бы что-то контролировать и проверять, проводя итоговые работы, когда человек вынужден сгруппироваться, собрать все мысли в кулак и идти сдавать экзамен.
Я больше чем уверен, что сегодня можно сразу говорить не только о системе цифрового портфолио, единого на всю страну, но и анонсировать уход от обязательной процедуры оценки знаний и об отмене бумажных документов, даже электронные копии документов не нужны, потому что мы знаем, что знания устаревают, и гораздо важнее наблюдать динамику, что ребёнок продолжает развиваться, например, в области математики и не продолжает развиваться в области географии или химии. Для дальнейшей карьеры, для трудоустройства, для того, чтобы понимать, что из себя представляет тот или иной человек, эта информация гораздо важнее, чем документ об очередном уровне образования.