Образовательная политика // Колонка

Объяснительная в школе как предложение покаяться: пределы административного творчества


Объяснительная в школе как предложение покаяться: пределы административного творчества
Иллюстрация: Яндекс.Дзен

В бессмертном произведении Ильфа и Петрова «Золотой теленок» обыгрывается сюжет с так называемым «универсальным штемпелем». Этот штемпель представляет собой плод гениального административного творчества начальника конторы «Геркулес», человека широких взглядов Полыхаева. По сути это был универсальный штамп, который Полыхаев мог приспособить к любому случаю жизни. Помимо того что он давал возможность немедленно откликаться на события, он также освобождал от необходимости каждый раз мучительно думать. Штамп был построен так удобно, что достаточно было лишь заполнить оставленный в нем промежуток, чтобы получилась злободневная резолюция, которая ставилась в виде визы начальника на какой-либо документ:

«В ответ на… мы, геркулесовцы, как один человек, ответим: повышением качества продукции, увеличением производительности труда, уничтожением прогулов, общим ростом профсоюзной активности, беспощадной борьбой с головотяпством, хулиганством и пьянством, поголовным переходом на новый быт» и так далее. Заканчивалась резолюция словами, смысл которых заключался в том, что «ответим всем, чем потребуется».

Пунктирный промежуток Полыхаев заполнял лично, по мере надобности, сообразуясь с требованиями текущего момента. Постепенно Полыхаев так разохотился, что стал все чаще и чаще пускать в ход свою резолюцию. В итоге этот штемпель применялся везде где можно было, в том числе при разрешении вопросов служебных отношений с подчиненными.

В результате в конторе «Геркулес» часто появлялись уникальные образцы бюрократического творчества, как, например «в ответ на наглое бесчинство бухгалтера Кукушкинда, потребовавшего уплаты ему сверхурочных, ответим...» Или: «в ответ на мерзкие происки и подлые выпады сотрудника Борисохлебского, попросившего внеочередной отпуск, ответим…» и так далее.

Объяснительная записка также представляет собой образец бюрократического творчества.

В последнее время этот образец как универсальный штемпель Полыхаева приобрел всеобъемлющее значение в некоторых образовательных организациях. Так, пнул ученик не туда мячик – объяснительная, пришел не в том виде – объяснительная, пропустил занятие или мероприятие – объяснительная и т.д.

В то же время объяснительная записка (письменное объяснение) имеет четкую правовую квалификацию и применяется в определенных случаях.

Согласно части 4 статьи 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к ученикам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из школы.

Согласно п. 8 Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 г. № 185, до применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение.

Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение ученика от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.

Таким образом, объяснительная записка (письменное объяснение) содержит информацию о том, как сам ученик оценивает предъявляемые ему обвинения. Такие объяснения позволяют установить многие фактические обстоятельства.

Соответственно письменное объяснение может сыграть роль при определении степени вины, тяжести дисциплинарного проступка, причин его совершения. Важно, чтобы в письменном объяснении было отражена характеристика предшествующего поведения обучающегося, его психофизического и эмоционального состояния.

Письменное объяснение обучающегося может сыграть положительную роль в части мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации относительно проступка обучающегося.

Естественно, что меры дисциплинарного взыскания не применяются к ученикам по образовательным программам начального общего образования и к ученикам с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).



Новости





























































Поделиться