Учителя // Тема дня

Педагогов будут учить по-новому


Педагогов будут учить по-новому
Иллюстрация: yandex.net

11 мая в ИТАР ТАСС состоялась пресс-конференция министра просвещения Сергея Кравцова, посвященная итогам учебного года. Существенное внимание в своем выступлении он уделил подготовке педагогических кадров. Прокомментировать заявления министра на эту тему мы попросили ректора МГПУ Игоря Реморенко.


– Сергей Кравцов сказал, что «в современную образовательную среду придут молодые учителя и воспитатели, которых будут готовить по обновленным методикам». В чем они будут заключаться?

– В 2014–2017 годах был реализован комплексный проект модернизации педагогического образования, в котором участвовало несколько десятков разных вузов. Они работали над новыми образовательными программами, предусматривающими в том числе увеличение часов на педагогическую практику. Например, Ленинский педуниверситет ввел практику, начиная с 1-го курса. Их студенты ходили в детские сады, записывали свои наблюдения и вопросы, на основе которых потом строились теоретические курсы. Кроме того, пилотные университеты много работали над новыми методиками оценивания.

У нас в МГПУ мы открыли Центр сертификации квалификаций, где на протяжении всего периода обучения студенты педагогических направлений подготовки тестируются на знание профильных предметов, общаются с учителями, дают модельные уроки и проходят ряд других испытаний, по итогам которых они анализируют свои дефициты, ищут «точки роста».

Также в рамках проекта по модернизации педобразования обновлялись программы обучения с целью усиления деятельностного подхода и психологической подготовки. Конечно, особое внимание уделялось воспитательной работе. Все эти наработки уже применяются на практике.

– По словам Кравцова, «за последний год повысилось качество приема в педагогические вузы и количество трудоустроенных выпускников». Вы согласны с этим утверждением?

– В нашем вузе – самый лучший показатель приема в стране: средний показатель ЕГЭ по МГПУ в прошлом году составил более 85 баллов. Как говорили раньше, это «твёрдые хорошисты» и отличники. Показатели трудоустройства тоже выше среднего, и стартовые зарплаты на уровне средних по экономике.

– Какие направления в МГПУ пользуются наибольшим спросом среди абитуриентов?

– Если рассматривать педагогические специальности, то самые большие конкурсы на исторический, филологический профили, иностранные языки. В последнее время все более востребованы математика, физика, химия, что не может не радовать.

– Еще одно важное нововведение: со следующего учебного года Минпросвещения начинает программу создания 5 тысяч профильных психолого-педагогических классов в школах. Насколько, по Вашему мнению, целесообразна и реализуема эта идея?

– МГПУ приступил к реализации этой идеи два года тому назад по запросу директоров московских школ. В столичных школах уже тогда действовали медицинские, инженерные, академические, кадетские, другие профильные классы, и возникла потребность в профиле, связанном с социокультурной деятельностью. Тогда мы предложили организовать так называемые «новые педагогические классы», ориентирующие выпускников не только на педагогическую профессию, но и вообще на работу с людьми. То есть старшеклассникам предлагается широкий выбор специальностей, основанных на взаимодействии человека с человеком.

В настоящее время в Москве действует несколько десятков таких классов, и в них существуют большие конкурсы. Учебные планы предполагают больше часов на предметы гуманитарного цикла (хотя в разных школах используются разные подходы), также предусмотрены лекции преподавателей педвузов; проводятся мероприятия, направленные на формирование soft skills (различные командные соревнования, конкурсы исследовательских проектов, дебаты), и, конечно, старшеклассники проходят первую педагогическую практику в качестве тьюторов в начальной школе.

– Как Вы относитесь к запуску сети педагогических Кванториумов, которые министр охарактеризовал как «практикоориентированные программы с самым передовым оснащением»?

– Скорее всего, благодаря этому студенты естественнонаучных факультетов педвузов получат возможность использовать современное оборудование, и этот опыт очень пригодится им, когда они пойдут работать в школу. В отличие от школ, во многих педвузах такого оборудования пока ещё нет.

– Также, по заверениям Сергея Кравцова, уже в этом году на базе каждого федерального педуниверситета появится региональный центр общества «Знание» (всего планируется создать 33 таких центра). Насколько это начинание будет полезно для педвузов?

– Общество «Знание» сейчас кардинально перестраивает свою деятельность, организуя лекции с участием известных специалистов в своей отрасли. Например, министр иностранных дел Сергей Лавров рассказывает о дипломатии, помощник президента РФ Владимир Мединский выступает на исторические темы, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков делится опытом работы в медиасфере.

Я думаю, что при участии общества «Знание» в педуниверситетах будут открываться дискуссионные клубы и проводиться просветительские лекции. Надеюсь, это будет интересно и полезно. Тем более за эту работу берутся сейчас опытные изготовители качественного электронного медиаконтента.

– Вступил в силу Закон о просветительстве. Как это отразится на деятельности вашего вуза?

– Пока мы ждем подзаконный акт, который должен регулировать порядок выполнения этого закона. Первая версия Положения о просветительской деятельности подверглась жесточайшей критике, и сейчас министерство перерабатывает этот документ. Хотелось бы верить, что он будет лучше предыдущего.



Новости





























































Поделиться