Аналитика // Статья

Большинство учителей, родителей и школьников выступают за внедрение уроков цифровой грамотности в школах

  • 10 июня 2021

Большинство учителей, родителей и школьников выступают за внедрение уроков цифровой грамотности в школах
Фото: linkis.com

Исследователи онлайн-школы Skysmart провели опрос среди учителей российских школ, учеников и их родителей с целью выяснить, как они относятся к введению уроков цифровой грамотности для школьников, что именно во время этих уроков необходимо изучать, и как должно проходить такое обучение.

В анонимном опросе приняли участие 1200 родителей, 1400 учителей и 1100 школьников. Исследование проводилось в мае 2021 года среди респондентов, проживающих во всех регионах России. Опрос несовершеннолетних участников проводился с разрешения их родителей или опекунов.

99% родителей считают, что обучать детей основам цифровой грамотности необходимо. С ними согласны 95% учителей и 89% самих школьников.

1. Как вы считаете, стоит ли обучать школьников основам цифровой грамотности (давать набор знаний и умений, которые нужны, чтобы эффективно и безопасно использовать гаджеты и технологии)? (Одиночный выбор)

Большинство родителей считают, что уроки, где детей научат правильно и безопасно использовать технологии,должны быть внесены в школьную программу. С ними не согласен каждый четвёртый учитель, однако большинство педагогов (75%) всё же считаю так же.

Цифровую грамотность хотели бы изучать на уроках в школе 80% учеников.

2. Это обучение должно происходить в рамках школьной программы? (Одиночный выбор)

У тех, кто считает, что уроки цифровой грамотности должны проходить в школе, исследователи спросили о том, в каком формате это должно происходить. Мнения респондентов разделились. Большинство опрошенных школьников (44%) хотят, чтобы это был отдельный урок, а почти половина родителей (48%) и большинство учителей (41%) считают, что такие знания нужно давать в рамках уроков по информатике.

За то, чтобы сделать изучение цифровой грамотности частью ОБЖ выступают 9% родителей, 4% учителей и 3% школьников. А за то, чтобы эта программа стала частью уроков по технологии, голосуют меньше респондентов: 5% педагогов, 6% родителей и 3% учеников. Остальные ответы распределились следующим образом:

3. В каком формате это должно происходить? (Одиночный выбор)

Вопрос был задан тем. кто ответил «Да» на вопрос № 2.

У тех, кто ответил, что уроки цифровой грамотности должны проходить вне школы, аналитики Skysmart спросили об альтернативных вариантах изучения нового предмета.

Большинство учеников считает, что такие занятия должны всё-таки проходить в школе, но в формате дополнительных курсов.

С ними согласны 39% учителей и 31% родителей. Второй по популярности ответ у всех трёх аудиторий – дополнительные курсы от Министерства просвещения: так считает каждый четвёртый учитель и каждый пятый родитель, а ещё 15% школьников. Остальные ответы распределились следующим образом

4. Где именно школьники должны проходить обучение цифровой грамотности? (Одиночный выбор)

Вопрос был задан тем, кто ответил «Нет» на вопрос № 2.

Большинство родителей (43%) полагают, что уроки цифровой грамотности в школах стоит вводить с первого класса, а большинство учителей (30%) и школьников (39%) считают, что с пятого. За введение нового предмета в пятом классе выступают также 19% родителей.

5. С какого класса стоит начинать вводить уроки цифровой грамотности? (Одиночный выбор)

Исследователи предложили учителям, родителям и ученикам выбрать, что наиболее важно включить в программу новой дисциплины. В числе навыков и умений, которые должны сформироваться у школьников в процессе обучения цифровой грамотности, были такие, как: работа с информацией, информационная безопасность, умение защищать свои персональные данные, этикет общения в сети, управление своей репутацией в интернете, функциональная грамотность при использовании программ и гаджетов, и многое другое.

Большинство респондентов из трёх аудиторий считают, что всё из перечисленного должно войти в такие уроки.

Кроме того, учителя особенно выделяют умение работать с информацией (40%), умение защищать информацию о себе от использования посторонними (42%) и безопасное хранение данных (39%).

Для 34% школьников было бы важно уметь работать с информацией, особенно – быстро находить нужную. Ещё 33% хотели бы научиться создавать контент разного формата и знать правила этикета при общении в интернете.

34% родителей также хотят, чтобы их дети при работе с информацией научились отделять главное от второстепенного, производить фактчекинг, оценивать её полноту, пользу и качество. 33% проголосовали за то, чтобы на уроках цифровой грамотности школьники обучились бесплатно использовать технологии, а ещё 31% – за формирование навыка защиты персональных данных.

6. Чему должны научиться школьники за время обучения «цифровой грамотности»? (Множественный выбор)

Результаты исследования комментирует Макар Гончаров – GR-директор Skyeng:

«Конечно, при принятии серьезных государственных решений нужно учитывать мнение всех и принимать решения на основе баланса интересов каждой стороны. Каждой технологической революции находились противники.

Даже при строительстве железных дорог были люди, которые считали, что от тряски в поезде страдает головной мозг и стук колес приводит к его сотрясению.

Технологии – это уже часть нашей жизни, и необходимо учить детей безопасно ими пользоваться.

С появлением уроков цифровой грамотности школьники начнут лучше понимать, как работать с информацией, какие компетенции нужно развивать в цифровом мире, что точно не надо делать и как защититься от действий злоумышленников».



Новости





























































Поделиться