Культура // Колонка

Как «понаехавшая» Манижа проявила самые тёмные стороны нашего общества

Социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк – о ксенофобии соотечественников.

Как «понаехавшая» Манижа проявила самые тёмные стороны нашего общества
Фото: news.myseldon.com

Мы очень озабочены безопасностью своих детей, мы очень переживаем за их здоровье, мы очень стараемся, чтобы они получили хорошее образование, были счастливы и успешны. Но всегда ли мы столько же переживаем из-за их человеческих качеств? Всегда ли задумываемся, насколько важно, чтобы они усвоили нормы морали и этики и не впитали ксенофобию как норму жизни? Это касается и отношения к людям с особенностями здоровья, которых раньше называли инвалидами, и к мигрантам, и к людям другой религии и социальной ориентации. Таких людей очень много среди нас, они – такая же часть нашего общества, как остальные, но как часто из семьи дети и подростки выносят представление, что все они или представители отдельных групп не заслуживают признания и принятия.

Написать об этом заставил спор из-за выбора певицы Манижи для участия в конкурсе «Евровидение» от России.

Социальные сети полны обсуждения не столько песни, которую она исполнила, и качества исполнения, сколько самой певицы, которая, по мнению многих, не может исполнять песню «Русская женщина», поскольку не является этнически русской.

Сколько агрессии, сколько ксенофобии наши соотечественники проявили в этих обсуждениях. Преимущественно это была не молодежь, а люди постарше: чьи-то родители, бабушки и дедушки. Их высказывания были настолько оскорбительны, что заставили задуматься: а что слышат наши дети дома, от самых близких, какие представления о других, «иных» людях мы у них формируем? Очень часто приходится слышать и читать, что современная школа формирует у детей неправильные ценности, те, которые не устраивают родителей, но никакая школа не сравнится с семьей по силе воздействия на детей, на формирование у них моральных норм. Как известно, именно родители, бабушки и дедушки наиболее авторитетны для детей, воспитание, формирование норм и ценностей в основном происходит в семье.

Если ребенок постоянно слышит, что мигранты – это люди второго сорта, они не должны приезжать в наши города, от них мы получаем преступления, грязь и прочие опасности, а потому надо очистить от них Россию, каким он станет, как будет относиться к людям, чем-то от него отличающимся? Если родители уверены, что геи опасны для подрастающего поколения, поскольку могут их совратить, сделать такими же, как они сами, то какими станут дети? Добрыми и понимающими других людей или жестокими и агрессивными? Мы – хорошие и достойные, все остальные плохие и ниже нас во всем. А потому нужно, чтобы их не было, нужно от них избавиться, защититься.

Бедная Манижа вызвала такую сильную агрессию, потому что одновременно активизировала в обществе самые темные и недостойные его представления: не русская, а представляет Россию, таджичка, пусть и гражданка России, а песня называется «Русская женщина» – такую песню петь может русская, а не «понаехавшая», да еще в песне упор делается на феминистские ценности, которые большинство считает неприемлемыми.

Вполне взрослые и вроде бы разумные люди не стесняются в выражениях, часто в высшей степени оскорбительных. А теперь давайте подумаем о детях, чему мы их учим и какими хотим видеть: добрыми, понимающими, открытыми или жестокими ко всему чужому, незнакомому, непонятному? Пока, судя по всему, наше общество, считающее себя более гуманным, культурным и нравственным, чем кто-либо еще, не только таковым в значительной его части не является, но и транслирует свои ценности детям, и это мне кажется очень печальным. Потому что в мире, где все чужие кажутся либо людьми второго сорта, либо врагами, очень трудно жить достойно и быть счастливыми.



Новости





























































Поделиться