По данным Генпрокуратуры, за последние пять лет число киберпреступлений выросло более чем в 11 раз. В особой зоне риска оказываются дети, которые с раннего возраста начинают пользоваться гаджетами. Как сделать эти инструменты не только безопасными, но и полезными для детей и подростков? Кто несет ответственность за кибербезопасность подрастающего поколения? С какого возраста следует начинать обучение детей информационным технологиям? На эти и другие вопросы ответили специалисты, которые приняли участие в пресс-брифинге форума Positive Hack Days.
Интернет в школе: проверенные сервисы плюс информационная культура учителя
«В современном мире учить детей правилам информационной безопасности нужно так же, как и правилам обычной гигиены – с ранних лет, – убежден руководитель направления сервисов киберзащиты CyberART (Innostage) Владимир Дмитриев. – Широкое использование детьми интернета, потребление и обработка гигантского потока информации влекут за собой множество рисков и угроз, начиная от мошенничества и заканчивая прямой кражей денег или раскрытием критически важных данных».
«Как только мы передаём ребёнку любую информационную систему, мы обязаны сформировать у него те необходимые навыки, которые сделают его присутствие в этой среде безопасной, тем более что сегодня дети с первого класса начинают использовать интернет-ресурсы», – отметил руководитель проектного офиса «ИТ-класс в московской школе» (МЦКО) Пётр Зобков.
В столице таким ресурсом является Московская электронная школа, которая представляет собой экосистему, включающую качественные и проверенные сервисы.
Важный фактор безопасности – это поведение самого учителя, призванного демонстрировать высокий уровень компетентности в сфере информационной культуры.
В качестве примера Петр Зобков привел простой случай из своей повседневной практики: «Я преподаю в 10–11-х классах, и, когда я прихожу в какой-то кабинет, я открываю электронный журнал в своем профиле в браузере в режиме инкогнито. К сожалению, не часто, но бывает, что попадаешь в чей-то чужой личный кабинет. Не очень красивая ситуация».
Поэтому навыками информационной безопасности должны обладать все учителя, независимо от того, какой предмет они преподают.
А для школьников необходимо организовывать образовательные курсы, направленные на популяризацию кибербезопасности, включая освоение первых профессиональных навыков в этой сфере для старшеклассников.
Еще одна важная задача – научить детей относиться к гаджетам в том числе как к способу получения новых знаний.
И в этом случае вновь встает проблема квалификации учителя в сфере информационных технологий, когда только своим личным примером он способен доказать, как мобильный телефон или компьютер следует использовать для успешного обучения.
По словам начальника управления по работе с абитуриентами РТУ МИРЭА Веры Роговой, для решения этой задачи необходим контент, который позволит школьнику сделать свой первый проект или создать первое мобильное приложение.
Рекомендации родителям: контролировать, но не опекать
Но, поскольку ребенок проводит много времени вне школы, то ответственность за его безопасное поведение в интернете в значительной мере несут родители.
По мнению экспертов, контроль за подростками необходим, но здесь тоже важно не впадать в крайности, чтобы не перейти в режим гиперопеки.
«Пока ребёнок ходит с нами за руку, пока он готов нас слушать, мы должны вложить в него базовые правила жизни, – считает директор образовательных программ и проектов Positive Technologies Мария Сигаева. – Но делаем мы это для того, чтобы в тот момент, когда он нашу руку отпустил и пошел дальше сам, он мог адекватно реагировать на различные риски, окружающие его в цифровом мире».
Рекомендации родителям
Владимир Дмитриев дал несколько простых рекомендаций родителям.
1. Быть бдительными и проверять контент тех ресурсов, которые использует ребенок.
2. Уделять внимание безопасности гаджетов (своевременно устанавливать на них антивирусные программы, обновлять операционные системы).
3. Научить детей необходимым правилам работы в Интернете – например, вводить разные пароли для разных сервисов.
По мнению Веры Роговой, ответственность за кибербезопасность – задача многослойная, которую надо решать общими усилиями – родителей, школы, вузов и бизнеса, который сегодня очень активно участвует в этом процессе.
Участие бизнеса: профориентация и профессиональные пробы
Так, при участии крупных компаний на площадке РТУ МИРЭА был запущен совместный проект – детский технопарк «Альтаир», который поддержан в том числе правительством Москвы. На этой площадке школьники могут познакомиться с высокотехнологичным оборудованием и освоить программы дополнительного образования, разработанные сотрудниками университета с помощью индустриальных партнёров детского технопарка.
По словам руководителя направления по работе с молодежью компании «Ростелеком» Юлии Куклиной, представители бизнеса играют большую роль в организации олимпиады кружкового движения НТИ.
Это интеллектуальное соревнование проводится по 32-м профилям, включающим нанотехнологии, искусственный интеллект, информационную безопасность, другие актуальные научные и промышленные направления. Олимпиада решает задачи профессиональной ориентации и профессиональных проб.
Большую поддержку оказывает бизнес и в реализации проекта «ИТ-класс в московской школе» (МЦКО), который осуществляется в партнерстве с АРПП «Отечественный софт». В ее состав входит 190 отечественных IT-компаний. Их представители на своих площадках знакомят школьников с профессиями в этой сфере, с современными технологиями и будущими продуктами. По мнению Петра Зобкова, это расширяет выбор учащихся и формирует у них позитивное представление об отечественных IT-компаниях, которые конкурентоспособны на международном рынке.
Все участники пресс-брифинга пришли к выводу о том, что необходимо продвигать IT-просвещение в регионы Российской Федерации: расширять участие детей в системе дополнительного образования, выкладывать в открытый доступ проверенные специализированные программы и повышать квалификацию педагогов в сфере информационных технологий.