С раннего детства родители ищут возможности для выявления и развития талантов и способностей своего ребенка. Конкурсы – один из доступных способов выявления способностей в определенной области интересов, тем более что сейчас предлагается огромное количество конкурсных испытаний в разных областях и для детей младшего дошкольного возраста и даже для представителей «серебряного возраста».
Самое главное правило в любом конкурсе – это добровольность участия.
Если ребенок сам хочет соревноваться, быть первым, а инициатива участия исходит именно от него, то необходимо предоставить ему такую возможность и оказать помощь в подготовке. А вот если это желание исходит только от родителей или педагога, и ребенок не хочет и не готов участвовать в конкурсе, то не стоит его заставлять – все мы разные: кто-то готов к соревнованиям, а кому-то это совсем не нужно, и он проявит свои способности совсем другим способом, например, участием в кружке или секции.
Какие возможные плюсы и минусы участия ребенка в конкурсе? Приобретение нового опыта – это плюс. Мы можем говорить не только о приобретении опыта и развитии компетенций в той сфере, в которой соревновался ребенок, но и о приобретении новых знаний о себе.
Участие в конкурсе предполагает выход из зоны комфорта, а это всегда точка роста. Конкурсные испытания позволяют осознать свои возможности в данный момент и выявить зону ближайшего развития. Не секрет, что успех в конкурсе зависит не только от готовности по предмету соревнований, но и от психологической готовности ребенка к ситуации сравнения, его стратегии поведения в стрессовой ситуации и умения справляться с эмоциями. Эти знания о себе могут очень пригодиться в дальнейшем и повышают жизненную компетентность ребенка.
Еще одним плюсом участия является возможность реализации талантов ребенка и получение общественного признания. Получая общественное признание своих успехов и талантов, ребенок получает подтверждение в правильности выбранного им пути развития, что поддерживает мотивацию в дальнейшем. Конкурсы дают возможность расширить круг общения, найти тех, кто будет вдохновлять, единомышленников и друзей.
Важно научить ребенка относиться к проигрышу философски, ведь не бывает побед без поражений. Необходимо делать акцент не только на результат, но и на сам процесс участия «здесь и сейчас», на получение удовольствия от нахождения в определенном месте, возможности демонстрировать свои умения компетентному жюри и делиться своим мастерством.
Если ребенок воспринимает конкурс не как очередной вызов, а придает ему слишком большое значение, то, потерпев в нем неудачу, он может воспринять это как неудачу всей своей жизни и сформировать комплекс на всю жизнь. А победив в конкурсе с таким настроем, ребенок может преувеличивать значимость одержанной им победы, и в дальнейшем произойдет «сдвиг мотива на цель» – победить любой ценой.
Принимая решение об участии ребенка любого возраста в конкурсе стоит поразмышлять о том, сам ли ребенок принял решение участвовать в конкурсе или это желание педагогов и родителей? Правильно ли мотивирован и готов ли ребенок психологически к участию? И что даст ребенку участие в этом конкурсе?
Кстати, на сайтах Всероссийской и Московской олимпиад школьников собрана база заданий прошлых лет, которые помогут потренироваться и проверить уровень своей подготовки. Там же можно найти необходимую информацию о школьных олимпиадах.