«Дети Вышки» // Интервью

Шерлок в кино и вне его

  • 8 июля 2020
  • 510

Шерлок в кино и вне его
Коллаж ВО. Фото: rutv.net, kg-portal.ru

Часто ли за просмотром детективных сериалов вы ловите себя на мысли, что очень хотели бы побывать на месте главного героя – следователя или криминалиста? С этим столкнулась и одна из авторов «Детей Вышки» Лиля Мухометова. Когда-то, посмотрев сериалы «Шерлок» и «Метод», она также мечтала, что свяжет свою жизнь с чарующим миром расследований. А как же иначе? Ведь в этих фильмах всё столь загадочно-манящее!

Сегодня же речь пойдет о романтизации образов криминалистов и следователей в кинематографе. На самом ли деле их профессия настолько загадочна? Можно ли быть суперсыщиком в обычной жизни? Разобраться в тонкостях этой темы нам помог Данила Мальцев – криминалист, судмедэксперт, по совместительству – автор Telegram-канала о реалиях криминалистики @popCrim.

Расскажите немного о своей работе: кем именно вы работаете, как пришли в эту область и как проходят ваши рабочие будни?

– Я работаю судебным экспертом в отделе криминалистических экспертиз. Отдел занимается всеми видами классической криминалистики: холодное и огнестрельное оружие, баллистика, трасология (учение о следах), дактилоскопия, почерковедение, техническая экспертиза документов. В криминалистике я оказался после ординатуры по судебно-медицинской экспертизе: пришел устраиваться, мест не было, предложили место в кримотделе. Так там и остался. Будни в основном проходят в описании, исследовании поступивших материалов, и составлении заключения эксперта. Время от времени выезжаем и на осмотр мест происшествий.

Чем отличается работа следователя от работы криминалиста? И почему, как Вам кажется, эти профессии зачастую смешиваются в фильмах и сериалах (т.е. герои берут на себя не свои задачи, обязанности)?

– Криминалисты помогают следователю своими специальными познаниями осматривать место происшествия, правильно изымать улики, корректируя следственную мысль в зависимости от обнаруженного.

Судебные эксперты (те, кто работают в лабораториях) отвечают на конкретные вопросы следователя или суда, работают в правовом поле и отвечают за каждое слово в заключении.

Ну а следователь собирает все это в одно дело. Он знает гораздо больше и контактирует с гораздо большим количеством людей и структур.

Кино – искусство большой степени рациональности, и оно старается упростить то, что можно упростить.

Зрителю ничто не мешает поверить в гениального детектива, который может и сидеть в засаде, и допрашивать, и быть химиком, и криминалистом, и говорить на всех языках мира, решать головоломки, быть эмпатичным к жертвам преступлений, уметь стрелять в темноте только по злодеям, и так далее. А то, что в реальности это все разные люди, не так уж и важно для киноистории.

К чему надо быть готовым тем, кто мечтает в будущем стать криминалистом, чтобы не разочароваться в профессии во время учебы или в начале карьеры?

– К выполнению важных, но кажущихся неважными, однотипных действий. К тяжелой, долгой и подчас бесплодной работе в «поле». К неразберихе в трактовке законов разными ведомствами. К нестандартным задачам. К столкновениям с чужим горем. К широким познаниям о бездонности человеческих пороков. И глупости.

Как вам кажется, кому стоит идти работать в сферу криминалистики? Может, есть какие-то особые черты характера, способности, которые наиболее ценятся в вашей профессии?

– Желание добиться результата, готовность постоянно совершенствоваться, «несмотря на», так как наука не стоит на месте, а процесс ее прикладного внедрения в криминалистику достаточно ригиден. Способности, которые точно пригодятся: хорошая память, универсальный склад ума (не только аналитический), пунктуальность, ответственность (в том числе уголовная), широкий круг интересов. Еще, мне кажется, криминалисты любят что-нибудь собирать: знания, методики, информацию, инструменты, винтики-болтики, коллекции, да хотя бы грибы и т.д.

Совпали ли ваши ожидания от учебы и работы криминалистом с реальностью, когда вы поступили в университет и/или устроились на работу?

– Во времена, когда я заканчивал медицинский институт и решал, какую специальность получать, был популярен знаменитый сериал CSI. Но и тогда я не рассчитывал, что он хоть как-то отражает реальность даже в стране производства, не то что у нас. Да и вообще, наверное, у меня не было каких-то устойчивых представлений о работе криминалистом. Скажу больше, у меня и сейчас нет полного понимания. Страна большая и неоднородная, и это сказывается в подготовке, доступности материалов и знаний и прочем.

Насколько похожи следователи и криминалисты, а также их работа в жизни, на то, как это изображают в кино? Как лично вы относитесь к художественной интерпретации вашей профессии, несоответствиям?

– Главное отличие киношных следователей и криминалистов, наверное, в их универсальности. Хотя кино и сериалы тоже бывают разные. Есть детективные сериалы, где упор идет на работу детектива/следователя. А есть криминалистические сериалы, где упор на исследование улик, новейшие методы, работу множества людей в различных отделах. Но и там, и там присутствуют условности и упрощения. Я лично к этому отношусь спокойно, потому что кино мы смотрим не для научной или исторической правды, а для развлечения.

Если авторы решили где-то скруглить углы, то, скорее всего, это только сделало историю лучше.

В сериале «Метод» главный герой Родион Меглин следователь по особо важным делам. Он обладает особыми привилегиями и возможностями в силу своего таланта. Например, как мы видим, не занимается расследованием каких-то бытовых дел. Насколько реален такой сотрудник в действительности и как часто следователи и криминалисты сталкиваются с серийными убийцами и маньяками в работе?

– Я в силу специфики своей подготовки не сильно в курсе подробностей, как там у следователей работа устроена. Так что это скорее вопрос к ним. История знает немало примеров использования бывших преступников для решения вопросов.

Могли бы посоветовать фильмы или сериалы, в которых работа следователей и криминалистов отображена наиболее правдоподобно?

– Ради истории, драматизма, киногеничности и бюджета авторы фильмов могут поступиться многими не критичными деталями. Бывают, конечно, и явные ошибки, но, к счастью, редко. Главное, чтобы они не влияли на историю, тогда и зритель их не заметит. Самое правдоподобное, что можно посмотреть на тему криминалистики, это Forensic Files. Недавно и перезапуск состоялся.

Лилия Мухометова



Новости





























































Поделиться