Школа «Вести образования»: Яндекс.Учебник // Статья

Трудное поведение в классе: как вести себя учителю


Трудное поведение в классе: как вести себя учителю
Иллюстрация: education.yandex.ru

Редко встречаются дети, не доставляющие учителям хлопот. Однако бывают ребята, которые выделяются на общем фоне: они отвлекаются сами и отвлекают одноклассников, не участвуют в уроке, а порой даже устраивают драки. Как быть учителю, если в классе учится ребенок с трудным поведением? Рассказывают эксперты программы «Я Учитель» от Яндекса.

Не думайте, что вы виноваты

Работа с ребенком с трудным поведением, не приносящая плодов, может ударить по самооценке педагога. Он может думать, что делает что-то неправильно или поддается на провокации ребенка, что ситуация, в которой он не может справиться с плохим поведением – его профессиональная ошибка. Однако это не так.

Поведение ребенка зависит от множества факторов начиная от настроения и темперамента и заканчивая количеством школьной нагрузки и отношениями в коллективе.

От учителя тоже многое зависит – но не все.

Не забывайте: ребенку тоже трудно

Иногда кажется, что ребенок, демонстрируя трудное поведение, старается задеть лично вас. Это не так: скорее всего, о вас в этой ситуации он думает в последнюю очередь. Его раздражение, обида, или гнев при этом могут вылиться на вас или на кого-то из его одноклассников. Но за эти обычно стоит более глубокая эмоция: своим поведением он демонстрирует то, что ему трудно, одиноко, что-то непонятно. Понять эти мотивы важнее всего для педагога.

Анализируйте обстоятельства

Если вы не можете понять, чем вызвано трудное поведение ребенка, советуем попробовать подумать над вопросами:
  • В чем проявляются трудности ребенка?
  • В каких обстоятельствах они возникают?
  • Не устраивает ли ребенок истерики только публично?
  • Не начинает ли он злиться на всех только в конце недели из-за усталости?
  • Всегда ли поведение ребенка было таким, или, возможно, оно изменилось только в последнее время?

Кроме того, учителю важно знать чуть больше об ученике с проблемами: какая мотивация у него преобладает, что за обстановка у него в семье, какой стиль воспитания присущ его родителям, что они думают о ребенке и его способностях? Тут нелишним будет поговорить начистоту и с самим ребенком: что он думает о школе. одноклассниках? Что ему нравится, а что нет, где он сам видит трудности?

Предполагайте

Поведение ребенка – это его способ сказать о том, что ему некомфортно или неинтересно, что он не справляется или чувствует себя ненужным. Услышав этот посыл, вы поймете, что нужно делать – правда, для того, чтобы правильно распознать все сигналы, может потребоваться длительное время и помощь школьного психолога.

Выявите стрессор

Выясните, что вызывает у ребенка с проблемным поведением стресс. Помните, это может быть что угодно: от голода, недостатка витаминов и усталости до давления социума или сложностей в семье. На стресс-факторы ребенок может реагировать шумом, раздражением или полным замыканием в себе.

Также важно помнить, что проблемы в младшем школьном возрасте чаще всего связаны со страхом оценивания, сравнения, совершения ошибок. Иными словами, ребенок может протестовать, если у него что-то не получается – в том числе и из учебной программы.

«В младшем школьном возрасте продолжают формироваться связи между разными структурами головного мозга, – говорит нейропсихолог Ксения Вотякова. – Недостаточная сформированность регуляторных функций, смысловой стороны речи, зрительно-пространственных функций или слухоречевой памяти могут быть причинами сложностей в освоении навыка чтения, счета и письма».

Поддержите ученика

Трудное поведение ребенка чаще всего связано с его дискомфортом. Поэтому постарайтесь ощутить, что именно является источником неудобств для ребенка. Если ученик со сложностями в поведении вас провоцирует, вы можете попробовать реагировать не на саму провокацию, а на эмоцию, которой, как вам кажется, вызвано то, что он делает. Вы можете обсудить причину его бурных эмоций и найти корень проблемы.

Покажите ребенку, что вы готовы идти ему навстречу. Например, если ему трудно отвечать при всем классе, позвольте ему рассказывать выученный дома стих вам наедине или предложите позаниматься после уроков, если он никак не может понять сложную тему.

Обзаведитесь союзниками

Если вы подозреваете у ребенка проблему, обсудите ее с «группой поддержки» – лучше всего, если в нее кроме вас войдут родители школьника и сопровождающие специалисты (школьный психолог, социальный педагог). Попробуйте выработать совместную стратегию поведения.

Кроме того, о ребенке с трудным поведением можно поговорить с его одноклассниками. Но при этом разговоре лучше всего избегать уничижительного тона («он у нас глупенький», «не обращайте внимания»), а рассказать ребятам, что трудности бывают у всех, и предложить всем вместе подумать над тем, как справиться с ситуацией.

О том, насколько хорошо вы умеете справляться со сложным поведением детей в классе, можно узнать, пройдя Интенсив «Я Учитель» 3.0 от Яндекса. 18 кейсов помогут учителю понять, насколько хорошо он умеет выявлять трудное поведение, реагировать на него, анализировать его причины, выстраивать стратегии работы с трудным поведением, анализировать свою работу с ним. Умение работать с трудным поведением – одна из четырех шкал, по которым педагог любого уровня может проверить свои компетенции, а затем получить рекомендации по их развитию.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Fb, Vk, Instagram, Одноклассники, Яндекс.Дзен.



Новости





























































Поделиться