Выступая на парламентских слушаниях на тему «Человеческий потенциал России и стратегия “Образование – для всех”», замминистра просвещения Виктор Басюк заявил, что ведомство планирует отказаться от использования в российских школах зарубежных сервисов. Кроме того, было сказано: «Цифровая образовательная среда объединяет защищенную, выверенную информационную среду с современным программным и технологическим оборудованием: современную российскую систему видео-конференц-связи, которая позволит нам отказаться от зарубежных аналогов; социальные сети для общения педагогов, учеников и родителей и все учебные материалы, погруженные в цифровую среду, будут проверяться экспертами на соответствие ФГОС».
Возникает вопрос: хорошо ли это?
На мой взгляд, использование в российских школах отечественных сервисов – это логичный и правильный ход.
Во-первых, это позволит собирать и хранить данные о человеческом потенциале страны – стратегически важную информацию в условиях современного мира, от школьников до взрослого населения в российских решениях. А ведь современные сервисы – это и видео-, и аудиоданные, и способы ввода информации, не говоря уже о содержании сказанного или написанного. Это огромные объемы информации, которые могут быть использованы самыми разными способами. И лучше, если доступ к этим сведениям будет на отечественных ресурсах.
Во-вторых, на зарубежных платформах – в социальных сетях, мессенджерах, видеосервисах – нет каких-то особенных функций для учебного процесса, которые не смогли бы воспроизвести российские производители.
Если цифровая образовательная среда будет решать задачи педагога и школы, то она будет более удобна для использования в учебном процессе. Так, для создания вебинара на класс учеников достаточно будет пары кликов, к тому же ученики будут ограждены от хейтеров и взломщиков, которыми пестрили зарубежные сервисы в 2020 году.
Если же добавить к этим возможностям административную составляющую, которая упростит жизнь педагога, освободив его от отчетов по проведению тех или иных занятий, то выгода от цифровой среды становится еще более очевидной.
Но главный вопрос, на который предстоит ответить, заключается в том, как мотивировать сотрудников системы образования к использованию российских технологий?
Здесь может быть и реальная ценность, как снижение административной нагрузки на педагога, так и возможность стандартизации коммуникаций с участниками образовательного процесса.
Скажем, администрация школы может регламентировать время коммуникации родителей с учителем, чтобы не нарушать ход учебного процесса или учеников с учителями. В условиях цифровой продвинутости учеников создание на уровне государства единой системы сервисов как минимального стандарта на современную коммуникацию может положительно сказаться на работе всей системы образования.
Главное, чтобы не было прямого запрета на применение других сервисов в дополнение к предлагаемым Минпросвещения.
Тогда у педагога останется возможность для экспериментов, поиска разнообразных методических и технологических подходов к построению эффективного учебного процесса.