Во второй день семинара, который проводит Институт «Эврика» для педагогов и руководителей московской школы № 1570, развернулась дискуссия о том, как педагог должен вмешиваться в игру, чтобы направить ее в определенное русло, не нарушая замысел и инициативу детей.
Научный руководитель Института «Эврика» Александр Адамский отметил, что взрослому важно не торопиться подсказывать детям, когда в игре возникают проблемные ситуации, потому что в таких моментах формируются впечатления, представления и понятия.
«Педагогу после запуска игры нужно как можно дольше оставаться на равных с детьми, себя как взрослого «выпускать на сцену» как можно реже. Чем меньше взрослого в игре, тем быстрее игра переходит в игровую деятельность» – подчеркнул эксперт.
Елена Непомнящая, эксперт Института «Эврика» подчеркнула, что вмешательство воспитателя оправдано, если педагог показывает более культурный способ разрешения конфликта.
«Пока дошкольники принимают взрослого за равноправного игрока, надо играть, – уверена она. – А дети, вооружившись новыми способами игры, смогут в дальнейшем сами справляться с подобными вызовами».
Мастерство педагога проявляется в умении выдерживать паузу, когда дети в игре пытаются самостоятельно решать трудную задачу.
На материалах видеороликов, которые сделали воспитатели дошкольного отделения школы № 1570, обсуждались методологические основы перерастания игры в игровую деятельность, потому что именно в игровой деятельности ребенок проявляет больше самодеятельности, произвольности. Он определяет цель, через неудачные пробы пытается найти средства достижения замысла, сам управляет сюжетом, выбирает или меняет роль, а затем оценивает результат.
«Роль взрослого – перевести интерес ребенка, который проявился в игре, в более сложную фазу, когда он начинает действовать, столкнувшись с чем-то непонятным, и пытается его преодолеть», – считает Александр Адамский.