Образовательная политика // Статья

«О цифровой трансформации школ говорить еще очень и очень рано»


«О цифровой трансформации школ говорить еще очень и очень рано»
Иллюстрация: Twitter

53% российских школ не имеют доступа к цифровым платформам; 18,4% педагогов вообще не видят пользы от применения цифровых технологий в учебном процессе; только 19% школьников отметили, что новые технологии помогают им усваивать учебный материал.

На днях состоялся семинар Института образования НИУ ВШЭ на тему: «Цифровая трансформация школ: статус #все сложно».

Сама формулировка поворачивала дискуссию в русло обсуждения острых проблем, накопившихся в сфере цифровой трансформации школ.


Единообразие на фоне неравенства

Исследование было организовано специалистами Центра общего и дополнительного образования имении А.А. Пинского в два этапа – осенью 2020 года и весной – в начале лета 2021 года.

Школы оценивались по семи направлениям, в числе которых: цифровая инфраструктура организаций; использование учителями информационных технологий на разных этапах педагогического процесса; формирование цифровой компетентности учащихся.

Ученые провели мониторинг большой выборки школ из всех 85 российских регионов, включая образовательные организации, принимающие участие в эксперименте по цифровой образовательной среде (ЦОС).

Эксперты ставили перед собой задачу проанализировать специфику, связанную с реализацией политики цифровой трансформации непосредственно на местах, и вывод оказался не очень утешительным.

«Мы увидели, что однозначно прежде всего все региональные подходы к планированию и реализации мер в области цифровой трансформации являются отражением федеральной политики (федеральные проекты и программы «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Успешный ребёнок», «Учитель будущего») и не очень хорошо дифференцированы по регионам. С муниципальным звеном ещё труднее – оно фактически отражает исполнительско-передаточные функции, и на этом уровне очень слабо идёт постановка специфических территориально-муниципальных задач в сфере цифровой трансформации. Но они достаточно добросовестно транслируют региональные меры как учредители уже на уровне образовательных организаций и собирают отчетность по реализации цифровой трансформации в школах. И в результате мы видим, что вот эти единые подходы, связанные с внедрением мер в рамках цифровой трансформации, действительно достаточно слабо учитывают территориальные условия», – констатировал ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Сергей Заир-Бек.

Кроме того, ученые проанализировали расходы школ, и по итогам этого анализа выяснилось, что частные школы тратят значительно больше на цифровую трансформацию, чем государственные и муниципальные. Так, по данным Федерального статистического наблюдения за 2020 год, затраты на внедрение и использование цифровых технологий в расчете на 1 частную школу составили 14 млн рублей, а за тот же период в госсекторе на одну городскую школу – 5605 млн рублей, на сельскую – 2241 млн, причем в последнем случае они сократились более чем втрое по сравнению с 2019 годом.

Основная доля бюджетных средств (86%) направляется на покупку и техобслуживание оборудования, на оплату услуг связи, и лишь 10% идёт на развитие: на приобретение программного обеспечения и цифрового контента, их доработку и адаптацию. То есть та зона, которая является очень важной в области цифровой трансформации, на сегодняшний день финансируется пока что недостаточным образом.

Но самая главная проблема, по мнению специалистов, заключается в цифровом неравенстве: 53% российских школ не имеют доступа или не используют возможности доступа к цифровым платформам.

То есть в федеральном масштабе делается акцент на создание единого образовательного пространства посредством цифровизации, а задача преодоления цифрового неравенства остается нерешенной?

А также в области отчетов мы впереди планеты всей

Но если в школах цифровая трансформация пока что идёт неравномерно, то в области управления системой образования цифровая трансформация практически уже произошла. Переведены в электронный формат 94% организационных вопросов (в том числе запись в детские сады и школы); учет контингента оцифрован на 81%; 77% документооборота между органами власти осуществляется с помощью дистанционных технологий, так же как информационное взаимодействие с гражданами (76%).

Эксперты объясняют такой прорыв тем, что цифровая трансформация органов власти, включая управление в сфере образования, осуществлялась с начала нулевых годов через ряд больших программ, в том числе через «Электронную Россию», и увенчалась достаточно успешными результатами.

При этом «низы» и «верхи» совершенно по-разному оценивают приоритетные задачи цифровой трансформации.

Для управленцев это обеспечение школ современным техническим оборудованием и надежная система цифровой безопасности, для учителей – мотивация учащихся к обучению, в то время как международные тренды рассматривают цифровые технологии как средство расшколивания, интеграции образования с современной наукой и производством, использование сетевых возможностей для преодоления границ.

Что думают о цифровых технологиях дети, родители, учителя?

В родительской среде распространены мифы и страшилки о том, что цифровая школа вытеснит реального учителя.

Как отметила научный сотрудник лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Ирина Дворецкая, с научно-педагогической точки зрения «на откуп» компьютерам можно отдать лишь рутинные операции (например, проверку домашних заданий), а что касается инновационных процессов, то здесь учителю отводится ведущая роль, на которую никто посягать не сможет.

Однако хорошо известно, что информационные технологии сами по себе не улучшат качество образования, если их использовать только в качестве более продвинутых инструментов, а переход к цифровой трансформации невозможен без обновления всей системы.

По словам Ирины Дворецкой, в массовой практике сейчас происходит в основном простое замещение традиционных методов цифровыми: например, прослушивание и просматривание аудио- и видеосюжетов в интернете, поиск информации в Сети, работа с текстами, таблицами и презентациями.

По итогам исследования были сделаны вполне ожидаемые выводы о том, что молодые учителя больше и легче используют цифровые технологии в своей работе, в отличие от возрастных педагогов, 46% которых, согласно опросам, испытывают трудности в дистанционном обучении. Как отмечают специалисты, на уровне школ происходит неформальное взаимообучение педагогов, пока таких примеров немного, но и они внушают некоторый оптимизм.

В то же время совсем не радует тот факт, что 18,4% педагогов вообще не видят никакой пользы от применения цифровых технологий в учебном процессе. Ученые связывают это с отсутствием необходимых условий во многих школах, где, по их словам, стоят устаревшие компьютеры.

Отчасти такая позиция отражается и в отношении учеников: только 25% школьников, по опросам прошлого года, признали авторитет педагогов в этой сфере, но в текущем году этот показатель снизился до 18%.

Да и сами подростки не слишком оптимистично оценивают эффективность применения цифровых инструментов в образовании: если по опросам, проводившимся осенью прошлого года, 26% из них отметили, что новые технологии помогают им усваивать учебный материал, то весной нынешнего года только 19% положительно ответили на этот вопрос.

Какие задачи предстоит решить в первую очередь?

Несмотря на неутешительные данные исследования, эксперты не торопятся делать однозначно пессимистические выводы.

По мнению начальника Центра информатизации образования Калининградского областного института развития образования Дмитрия Кулагина, о цифровой трансформации школ говорить еще очень и очень рано, однако происходящая информатизация образования как раз работает на общую задачу.

Но есть проблемы, которые необходимо решать в первую очередь.

Во-первых, совершенствовать образовательный контент – в содержательном, методическом и дидактическом аспектах.

Во-вторых, обеспечить доступность цифровых технологий – не только на технологическом, но и на компетентностном уровне.

В-третьих, активно внедрять системы искусственного интеллекта для решения рутинных учебных задач и усиливать интеграцию цифровых образовательных ресурсов с педагогическим процессом и с цифровой дидактикой.

И эти проблемы уже решаются на государственном уровне.

Так, по словам Кулагина, 21 октября 2021 года приняты «Стратегии цифровых трансформаций», и туда включены очень важные проекты для системы образования – начиная с обеспечения доступа к верифицированному образовательному контенту и заканчивая системными изменениями в управлении образовательными процессами. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций реализует инфраструктурные проекты, которые тоже повысят доступность цифровых технологий.

Но никакие меры и финансовые ресурсы не принесут желаемого эффекта, если не преодолеть препятствия, связанные с непониманием родительской общественностью значения цифровой трансформации образования и с реализацией проекта «Цифровая образовательная среда».

Дмитрий Кулагин рассказал об опыте проведения большой просветительской кампании в Калининградской области, где уже в течение 6 лет осуществляется проект «Лекторий центра информатизации». В нем принимают участие представители лучших школ, которые рассказывают родителям о цифровой дидактике, об информационных системах, а также организуют для них занятия в мастер-классах.

Усилия управленцев не пропали даром: как отметил Кулагин, «родители сейчас с нами, и они нам помогают, некоторые из них стали амбассадорами проекта “Цифровая образовательная среда”».

Ирина Дворецкая сообщила, что во время сравнения материалов исследования с данными «Мониторинга экономики образования» выяснилось, что запрос родителей на обучение их детей информационным технологиям есть, и он связан с потенциальной успешностью в будущем. Поэтому чем старше ребёнок, тем больше запрос родителей на освоение цифровых технологий. И если меньше половины родителей в начальной школе признают значение цифровых технологий для развития ребёнка, то практически 2/3 родителей в старшей школе считают эти технологии важными.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик РАО Виктор Болотов обратил внимание на то, что в Европе, в других странах мира начинают говорить не о «цифровой школе», а о «школе в цифровой среде».

«Давайте не будем плескать керосинчик тем кликушам, которые кричат, что наших детей вырывают из школы в виртуальное пространство. Нет, школа в цифровой среде, где рутинные работы отдаются компьютеру, а творческие работы и вопросы воспитания остаются у учителя», – заявил он.

Главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ Александр Уваров порекомендовал включить в исследование те пилотные передовые образовательные организации, где действительно сделаны пусть первые, но решительные шаги в сторону трансформации образования, поддержанной цифровыми технологиями.

«И тогда мы сможем увидеть не только среднее состояние школы, но и те границы, тот фронтир, к которому двигается большинство школ сегодня в том числе усилиями руководителей регионов», – подчеркнул эксперт.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube